Рост рынка гейминга в РФ в 2024 году составит 6,1%, до 187 млрд рублей.
Индустрия видеоигр продолжает развиваться уверенными темпами как в мире, так и в России. В базовом сценарии российский рынок видеоигр вырастет до 257 млрд руб. в 2030 г., говорится в исследовании Strategy Partners «Анализ рынка видеоигр в мире и в России». Рост обеспечат такие направления, как мобильные игры, киберспорт, облачный гейминг и стриминг. Важным трендом для сектора является внимание государства, а основным барьером для развития — отсутствие долгосрочного финансирования.
По прогнозам Strategy Partners, в 2024 г. глобальный рынок видеоигр достигнет $189 млрд, увеличившись на 3% по сравнению с 2023 г. Ключевой тренд — сокращение расходов, увеличившихся во время пандемии. Также в числе важнейших направлений развития — использование генеративного искусственного интеллекта (ИИ) в процессе создания видеоигр и развитие киберспорта.
Индустрия игрового стриминга — мощная движущая сила в развитии рынка видеоигр по всему миру. Уровень проникновения стриминга в мире составит 17% от населения мира в 2024 г. и, как ожидается, достигнет 21% к 2027 г. Метавселенные не стали трендом в индустрии видеоигр, указывают авторы документа, но в дальнейшем это направление будет активно развиваться. Некоторые компании уже вкладывают в это направление значительные средства.
Попытки оживить ниши VR/AR-видеоигр пока не увенчались успехом. Отсутствие популярности у гарнитуры с виртуальной и дополненной реальностью связано не только с ее дороговизной, но и с определенными концептуальными проблемами (тошнота, ограниченность перемещения в пространстве), поэтому спрос на такие видеоигры небольшой. Продолжаются и попытки ряда компаний реанимировать и развить направление видеоигр с блокчейн-технологией. Однако пока также нет никаких предпосылок, что это направление будет успешным.
Если говорить о России, то наш рынок движется в русле мировых тенденций, отмечают авторы документа. Растет использование ИИ в создании видеоигр, активно развиваются киберспорт, облачный гейминг, стриминг. Спрос на видеоигры в России остается стабильным. В 2023 г. наш рынок гейминга оценивался в 176 млрд руб. Несмотря на ограничения со стороны западных поставщиков, российские пользователи нашли альтернативные способы осуществления платежей, не противоречащие российскому законодательству. Ожидается, что в 2024 г. российский рынок видеоигр достигнет 187 млрд руб., увеличившись на 6,1%.
В России ежегодно растет аудитория игровых клубов. По состоянию на январь 2024 г., по данным компании Langame, в России работают почти 2700 компьютерных клубов, что на 17% больше, чем годом ранее. В числе важнейших причин развития направления — социализация: люди хотят находиться в группе со схожими интересами. Имеет большое значение совместное потребление (увеличение стоимости ПК, когда сборка личного игрового ПК нецелесообразна).
События 2022 г. вызвали глубинную трансформацию российского рынка видеоигр, открывшую возможности для развития и роста российских игровых студий, констатируют в Strategy Partners. В то же время окупить затраты на разработку крупных проектов только внутри российского рынка довольно сложно. Чтобы обеспечить рентабельность производства интересных большинству пользователей видеоигр, разработчики пытаются расширять дистрибуцию своих продуктов на зарубежных рынках. Вектор развития смещается в Азию.
В базовом сценарии, согласно анализу Strategy Partners, российский рынок видеоигр вырастет до 257 млрд руб. в 2030 г. — совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) +5%. В оптимистичном сценарии объем рынка видеоигр к 2030 г. достигнет 327 млрд руб. (CAGR +10%), в консервативном — 203 млрд руб. (CAGR +1%).
«Прогноз Strategy Partners реалистичен, — полагает операционный директор Astrum Entertainment Сергей Ефремов. — Спрос на игры у россиян не снижается. И компаниям важно обеспечить рынок качественными продуктами. Одним из наиболее перспективных является рынок мобильных игр — его объем составляет 44% в общей структуре игрового рынка». По его словам, развитию сегмента способствует активность возрастной группы до 18 лет, которая выбирает мобильные игры из-за низкого порога входа. В будущем сегмент может стать доминирующим в России, как это уже произошло в Китае, Японии и других азиатских странах.
Российский рынок видеоигр обладает значительным потенциалом для роста, несмотря на санкции и ограничения, уверен и руководитель образовательной программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, соучредитель Организации развития видеоигровой индустрии Вячеслав Уточкин. Выход на мировой рынок наших компаний, по его словам, тоже возможен, хоть и приходится для этого приложить больше усилий и ресурсов, чем раньше.
Спрос на видеоигровой контент в России формируется в первую очередь за счет активных пользователей мобильных и ПК-игр, подтверждает Вячеслав Уточкин. Он также считает, что наиболее вероятным сценарием для российского рынка видеоигр является базовый, при котором ожидается умеренный рост с темпом около 5% в год. «Однако через 5–10 лет можно прогнозировать усиление роста до уровня оптимистичного сценария (10% в год) или даже скачкообразного роста, поскольку на рынок выйдут новые хиты, созданные на текущий момент еще молодыми студиями. Ведь сейчас идет формирование нового ландшафта в индустрии. Зарождаются новые звезды, герои и гиганты», — говорит Вячеслав Уточкин.
Между тем основным барьером для развития геймдева в России является отсутствие долгосрочного финансирования, отмечает генеральный директор Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников. По его словам, за последние два года появилось достаточно игр от российских студий, что доказывает нашу способность создавать качественные игры. Однако, поскольку профильные инвесторы (крупные международные компании) покинули рынок, возникает задача поиска новых источников финансирования для видеоигровых проектов и вовлечения «непрофильных» инвесторов (тех, кто не специализируется на видеоигровой разработке).
Отношения с государством, рассказывает эксперт, для индустрии выходят на новый уровень. Видеоигры официально признали полноценной частью IT, разработка видеоигр узаконена в России как часть креативных индустрий. В Минэкономразвития идет обсуждение возрастного регулирования и маркировки игрового контента, в Минцифры решаются вопросы не только льгот, но и выхода на международные рынки. Минспорта развивает киберспорт. Минобрнауки обеспечивает вузам возможность иметь бюджетные места и готовить специалистов для видеоигровой разработки.
В развитие индустрии активно включаются регионы, добавляет Василий Овчинников. Москва создает хаб для разработчиков видеоигр в «Сколково», Калининград проводит самую известную конференцию PlayPort. Якутия одной из первых начала поддерживать проекты местных студий. Многие регионы стали поддерживать и проводить собственные игровые события.
Автор: Алла Кораблева
Материалы по теме:
- Интернет загружает зависимость. Гаджеты изменяют химический состав мозга подростков
- Девушки немного заигрались. Видеоигры перестают быть мужским развлечением
- Игроки заплатят за рекорды. Сколько букмекеры отдают на развитие спорта
- В одиночном зачете: почему все больше людей хотят жить отшельниками. Более трети россиян живут без пары — и не жалеют об этом
Все материалы «Эксперта» на expert.ru
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag