Действительно, первое впечатление от этого слова, услышанного ещё в "советском" гаражном сервисе в середине 90-х, было пугающим. Да ещё на фоне с грехом пополам заводящейся "девятки", чихающей и грохочущей в процессе, как ведро с болтами...
Что такое бендикс и как он выглядит я до последнего времени не знал, понимал только, что он как-то связан со стартером. Век бы не знать, не велика потеря! Но сегодня в сервисный центр "Вольтаж" на Кетчерской поступил стартер грузового автомобиля IVECO с предварительным диагнозом выхода из строя именно этой загадочной детали.
Я со своей камерой поучаствовал в процессе и то, что получилось Вы можете посмотреть по ссылкам ниже:
- Яндекс Дзен - https://dzen.ru/video/watch/66e858dfdb48a157f6ec8b02
- Youtube - https://youtu.be/UV3vmsksqaY
Для тех же, кто предпочитают читать, я продолжу свою статью.
Мастер Алексей начал с осмотра, в процессе которого сообщил, что автомобиль сначала стал заводиться долго и не всегда, а потом полностью отказался. Автомобиль коммерческий и простои для него недопустимы, поэтому владелец сразу отправил агрегат в "Вольтаж", зная большой опыт специалистов компании и, что не менее важно, наличие запчастей на все виды агрегатов. То есть, он рассчитывал на быстрое возвращение грузовика в строй.
Подключив питание к стартеру Алексей констатировал, что двигатель работает, втягивающее бендикс выбрасывает, но муфта бендикса имеет существенный люфт. Разбор должен показать все недостатки. Приступим:
Щётки электромотора стартера в порядке:
Щётки выглядят как новые.
Обмотки статора тоже в порядке:
Нет следов подгорания и перегрева.
Редуктор тоже не имеет следов износа. Только смазка выработалась. Будет заменена при сборке:
Бендикс имеет люфты в муфте и потребует обязательной замены:
Бендикс обячно меняется целиком, как запчасть. Можно пытаться разбирать и колхозить, но это в крайнем случае на редких моделях автомобилей, запчасти и ремкомплекты на которые днём с огнём не найти.
В итоге под замену со склада были получены: бендикс, плунжер, пятаки.
И Алексей начал процесс сборки. Весь его описывать не буду - можно посмотреть видео, там всё очень подробно. Остановлюсь только на некоторых интересных деталях.
При разборе оказался сломанным изолятор клеммы контактного пятака:
Но у Алексея, как мастера с большим опытом и объёмом ежедневной работы аналогичный целый конечно же нашелся. Есть отличный клей для пластиковых деталей и я не единожды наблюдал, как заклеивают пластиковые крышки и пыльники у различных агрегатов, но зачем, если есть целый в запасе?
Все детали корпуса очищаются перед сборкой. Это гарантирует чистоту внутренних поверхностей стартера и его надежность:
Понятно, что агрегат после установки на автомобиль и нескольких километров пробега снова покроется грязью и пылью, но важно, что в процессе сборки мастер будет работать с чистыми деталями не занося на внутренние элементы грязь с внешней поверхности корпуса.
Шток плунжера передаёт усилие на бендикс через стальной шарик, уменьшающий трение и снижающий износ деталей. Этот шарик важно не потерять и не забыть опустить в отверстие внутренней части вала бендикса перед установкой плунжера.
Первую попавшуюся на глаза смазку нельзя использовать в редукторе стартера! Она на морозе станет слишком вязкой, а в некоторых случаях может и замёрзнуть, что приведёт к работе электродвигателя с повышенной нагрузкой и может вывести его из строя. Алексей использует специальную смазку, не изменяющую своих свойств при низких температурах:
При установке контактных пятаков важно контролировать их положение при затяжке. Если их провернёт даже на долю градуса, то в процессе работы стартера контактная часть плунжера будет касаться пятаков в точке, а не всей поверхностью, что приведёт к выгоранию плунжера в месте контакта и быстрому выходу его из строя:
Пятаки должны быть плотно прижаты к корпусу. И при установке стартера на автомобиль не стоит прилагать большие усилия, прикручивая к нему контактные провода, так как в процессе можно легко провернуть пятаки и попасть на новый ремонт:
При установке плунжера проверьте ещё раз наличие шарика в бендиксе и точность прилегания контактов к пятакам:
Перед установкой ротора в корпус электродвигателя желательно тонкой "шкуркой" обработать контактные ламели и смазывать зубчатую часть вала незамерзающей смазкой после установки, чтобы исключить её попадание на щётки и ламели:
Сделав всё аккуратно и по порядку мы получили готовый к передаче клиенту агрегат:
Алексей подключил к нему питание на стенде для проверки - всё в порядке. А дальше я его немного попытал по качеству агрегатов, устанавливаемых производителем на китайские автомобили. Вот какой вывод я сделал из беседы:
Стартеры и генераторы, устанавливаемые на новые китайские автомобили вполне достойного качества. Сделаны абсолютными аналогами европейских, а ремкомплекты иногда и лучше оригиналов. Важно при покупке понимать, кто конкретно в Китае произвёл ту или иную запчасть! Есть и недобросовестные производители и эксперименты на собственном автомобиле иногда обходятся слишком дорого.
Добавлю, что в компании "Вольтаж" есть подразделение закупки и оптовых поставок на российский рынок запчастей со всего мира. Это качественные запчасти, ресурс которых Вас не разочарует. И они есть на складе, значит Ваш автомобиль будет отремонтирован в кратчайшие сроки!
Обращайтесь на сайт: https://www.astarter.ru/ или по телефону: +7 (495) 660-39-12 по любым вопросам, связанным с ключевыми узлами и агрегатами автомобиля!