Найти в Дзене
Мr.Teacher

Советский колониализм: что пишут соседи в учебниках истории о нас

Оглавление

От просто заметок учителей истории и чуть ли не секретных спецопераций по просмотру планов общеобразовательных учреждений за рубежом, до научных монографий.

Эта статья расскажет как видят историю советского периода в бывших социалистических республиках и некоторых зарубежных странах, которым СССР когда-то помогал.

Это научный реферат опубликован Российской Академией Наук, а точнее ИНСТИТУТОМ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ РАН.

обложка 155 страничного издания
обложка 155 страничного издания

Вот оглавление это безусловно замечательного издания:

-2

Итак что же пишут наши учёные о том, как учат детей относиться к России в ближнем зарубежье?

За редким исключением Россия в советское время и вообще это время выставлено в странах ближнего зарубежья как колонизаторское для этих стран:

монтаж автора
монтаж автора

Азербайджан - территория террора

Понятно что время когда был царизм считается для них колониальным. Но что же написано в учебнике 11 класса про советский период?

Образование Азербайджанской Советской Социалистической Республики также преподносится как оккупация земель и возвращение колониального господства России в иной форме.

Политика установления советской власти в регионе описывается не иначе как террор, где «русская большевистская армия с невиданной жестокостью расправлялась с участниками восстаний».

Более, Россия в худшую сторону противопоставляется Османской империи

Также описание народно-освободительной борьбы носит разные посылы по отношению к России и Османской империи.
Так, авторы акцентируют внимание на восстаниях против «российских оккупантов» во многих городах. В отношении османов упоминается одно восстание в Карабахе 1927 г., когда народ поднял мощное освободительное движение. Таким образом, формируется более негативный образ Российской империи, которая на фоне Османской империи выставляется оккупантом и узурпатором, желающим лишь использовать ресурсы региона.
-4

Казахстан - под протекторатом России

В царское время понятно как

Прослеживается тенденция к освещению политики Российской империи в отношении Казахстана с позиции критики. Автор подходит к рассмотрению данного периода с неоднозначной оценкой, уделяя внимание как положительным, так и отрицательным аспектам российской политики. Она охарактеризована автором как «территориальная экспансия», «протекторат» и «колониальная политика».

В разных учебниках о советском времени написано по-разному, однако есть небольшие положительные стороны, о которых не забыли написать:

Период Н.С. Хрущева характеризуется положительно. Приветствуется так называемая оттепель и реабилитация всех репрессированных в сталинские годы. В учебнике указано, что в период брежневской эпохи, охватывающей события с конца 1960-х до середины 1980-х годов, Казахстан, как и другие республики СССР, стал свидетелем ряда 30 изменений и развития в различных сферах жизни.
В экономике страны активно внедрялись плановые методы управления и развития, осуществлялась индустриализация, что привело к росту промышленного производства и строительства новых предприятий. Положительно оценивается брежневская эпоха в вопросах укрепления социальной защиты населения, расширением образовательных и медицинских возможностей.

Киргизия - Россия не агрессор

Учебник истории для 6 класса:

Здесь российское государство представлено как великая и могущественная держава. При этом авторы ни разу не упомянули российское государство как агрессора

Учебник 8 класса:

Российская империя показана авторами как сильная и надежная страна, которая приняла в подданство часть Кыргызстана и тем самым помогла спастись от внешних захватчиков.

Советский период:

Согласно сведениям из учебников, кыргызский народ был благосклонен к новому правительству и желал развития стране. В словах авторов не прослеживается негативного мнения по поводу правительства СССР.

Таджикистан - искоренение басмачеста и духовный геноцид

История таджикской нации за 10 класс.

В целом учебнику свойственна позитивная оценка прихода социалистических сил к власти в России, которая впоследствии привела к обретению таджикской нацией самостоятельной государственности. Россия в царский период оценивается негативно как империалистическая сила.

Советская политика оценивается положительно за «искоренение басмачества», за вклад в сельское хозяйство, индустриализацию Таджикистана, культурно-просветительскую деятельность.

В другом учебнике написано радикально:

Согласно пособию, «в этом [ XX в.] веке таджики были насильно приобщены к мировым процессам под руководством большевиков, которые наряду с промышленной модернизацией Таджикской Советской Социалистической Республики, провели духовный геноцид, исковеркав менталитет народа и искусственно разделив его (как и другие народы СССР), включая историю, на антагонистические классы, что привело к духовному кризису и расколу общества»

Узбекистану чужд социализм

Как наши учёные проанализировали учебники из Узбекистана? Процитирую только вот это:

В учебнике период советской власти в основном описывается как время гегемонии. Во многих параграфах говорится скорее о негативных последствиях советских преобразований.

Идеи социализма были чуждыми для коренного населения.

Вот так, более подробно про узбекские учебники я уже писал тут

Чтобы прочитать что пишут в учебниках Ирана Израиля и других странах ,в том числе и Китае, прочтите сами.

Ссылку на книгу РАН я дам в комментариях.

Вот такие соседи.Хорошо хоть киргизы пишут правдиво. Спасибо им.

Спасибо за внимание.