От просто заметок учителей истории и чуть ли не секретных спецопераций по просмотру планов общеобразовательных учреждений за рубежом, до научных монографий.
Эта статья расскажет как видят историю советского периода в бывших социалистических республиках и некоторых зарубежных странах, которым СССР когда-то помогал.
Это научный реферат опубликован Российской Академией Наук, а точнее ИНСТИТУТОМ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ РАН.
Вот оглавление это безусловно замечательного издания:
Итак что же пишут наши учёные о том, как учат детей относиться к России в ближнем зарубежье?
За редким исключением Россия в советское время и вообще это время выставлено в странах ближнего зарубежья как колонизаторское для этих стран:
Азербайджан - территория террора
Понятно что время когда был царизм считается для них колониальным. Но что же написано в учебнике 11 класса про советский период?
Образование Азербайджанской Советской Социалистической Республики также преподносится как оккупация земель и возвращение колониального господства России в иной форме.
Политика установления советской власти в регионе описывается не иначе как террор, где «русская большевистская армия с невиданной жестокостью расправлялась с участниками восстаний».
Более, Россия в худшую сторону противопоставляется Османской империи
Также описание народно-освободительной борьбы носит разные посылы по отношению к России и Османской империи.
Так, авторы акцентируют внимание на восстаниях против «российских оккупантов» во многих городах. В отношении османов упоминается одно восстание в Карабахе 1927 г., когда народ поднял мощное освободительное движение. Таким образом, формируется более негативный образ Российской империи, которая на фоне Османской империи выставляется оккупантом и узурпатором, желающим лишь использовать ресурсы региона.
Казахстан - под протекторатом России
В царское время понятно как
Прослеживается тенденция к освещению политики Российской империи в отношении Казахстана с позиции критики. Автор подходит к рассмотрению данного периода с неоднозначной оценкой, уделяя внимание как положительным, так и отрицательным аспектам российской политики. Она охарактеризована автором как «территориальная экспансия», «протекторат» и «колониальная политика».
В разных учебниках о советском времени написано по-разному, однако есть небольшие положительные стороны, о которых не забыли написать:
Период Н.С. Хрущева характеризуется положительно. Приветствуется так называемая оттепель и реабилитация всех репрессированных в сталинские годы. В учебнике указано, что в период брежневской эпохи, охватывающей события с конца 1960-х до середины 1980-х годов, Казахстан, как и другие республики СССР, стал свидетелем ряда 30 изменений и развития в различных сферах жизни.
В экономике страны активно внедрялись плановые методы управления и развития, осуществлялась индустриализация, что привело к росту промышленного производства и строительства новых предприятий. Положительно оценивается брежневская эпоха в вопросах укрепления социальной защиты населения, расширением образовательных и медицинских возможностей.
Киргизия - Россия не агрессор
Учебник истории для 6 класса:
Здесь российское государство представлено как великая и могущественная держава. При этом авторы ни разу не упомянули российское государство как агрессора
Учебник 8 класса:
Российская империя показана авторами как сильная и надежная страна, которая приняла в подданство часть Кыргызстана и тем самым помогла спастись от внешних захватчиков.
Советский период:
Согласно сведениям из учебников, кыргызский народ был благосклонен к новому правительству и желал развития стране. В словах авторов не прослеживается негативного мнения по поводу правительства СССР.
Таджикистан - искоренение басмачеста и духовный геноцид
История таджикской нации за 10 класс.
В целом учебнику свойственна позитивная оценка прихода социалистических сил к власти в России, которая впоследствии привела к обретению таджикской нацией самостоятельной государственности. Россия в царский период оценивается негативно как империалистическая сила.
Советская политика оценивается положительно за «искоренение басмачества», за вклад в сельское хозяйство, индустриализацию Таджикистана, культурно-просветительскую деятельность.
В другом учебнике написано радикально:
Согласно пособию, «в этом [ XX в.] веке таджики были насильно приобщены к мировым процессам под руководством большевиков, которые наряду с промышленной модернизацией Таджикской Советской Социалистической Республики, провели духовный геноцид, исковеркав менталитет народа и искусственно разделив его (как и другие народы СССР), включая историю, на антагонистические классы, что привело к духовному кризису и расколу общества»
Узбекистану чужд социализм
Как наши учёные проанализировали учебники из Узбекистана? Процитирую только вот это:
В учебнике период советской власти в основном описывается как время гегемонии. Во многих параграфах говорится скорее о негативных последствиях советских преобразований.
Идеи социализма были чуждыми для коренного населения.
Вот так, более подробно про узбекские учебники я уже писал тут
Чтобы прочитать что пишут в учебниках Ирана Израиля и других странах ,в том числе и Китае, прочтите сами.
Ссылку на книгу РАН я дам в комментариях.
Вот такие соседи.Хорошо хоть киргизы пишут правдиво. Спасибо им.
Спасибо за внимание.