Найти в Дзене
alexunited

Форматы заочных занятий

Оглавление

Не остыли ещё филейные части тела некоторых комментаторов после моей оды онлайн-образованию (хотя некоторым, допустившим прямые оскорбления, уже не придётся этого прочитать, ибо остывают они уже в почётном бане), а я хочу более конкретно обсудить, что может предложить ученику квалифицированный и талантливый педагог. Что-то из этих форматов я уже имею в своём арсенале, что-то планирую внедрить, а что-то по тем или иным причинам не планирую, но далёк от комментаторского "я такое не веду - значит это плохо".

1. Индивидуальное занятие

Каждый учитель, хоть раз в жизни бравшийся за частные уроки, в этом формате работал (по крайней мере, очно). Казалось бы, заочно происходит примерно то же самое - за исключением того, что строгого учительского взгляда, который бы прожигал ученика насквозь и заставлял просыпаться в холодном поту прилежно учиться, через камеру педагог "старой формации" передать не может. Поэтому (в представлении этих самых педагогов) ученики будут отвлекаться и всячески уклоняться от работы.

Другое дело, что при подготовке к занятию с учеником, скажем так, не самым мотивированным, можно предусмотреть массу "крючков" для зацепления его внимания. А ещё, на самом деле, можно не браться за работу с такими детьми - потому что хороших востребованных педагогов меньше, чем мотивированных детей - и мы не должны соглашаться работать с каждым, кто к нам приходит.

2. Групповое занятие

Инфоцыгане, которые учат репетиторов много зарабатывать, рассказывают, что для этого нужно повысить цену в два раза, а тех, кому слишком дорого станет - объединять в мини-группы. Те из них, кто больше инфо, чем цыган, даже скорее всего научат примерной схеме проведения такого занятия - юмор же в том, что у каждого преподавателя, ведущего группы онлайн, есть свои представления о том, как это правильно делать.

Но, как и в любом другом вопросе, связанным с преподаванием, нет никакого единого "правильно" - абсолютно нормально, что каждый делает собственное групповое занятие, которое комфортно ему и полезно его ученикам. Точно так же, как каждый педагог по-своему организует занятие кружка или школьный урок - есть масса разнообразных методик, которые можно использовать при этом, и каждый выбирает из них те, которые работают именно для него и его учеников.

3. Вебинар

Формат, максимально близкий к мифическому "телеобучению", которым нас пугают свидетели офлайна (и про которое даже написан рассказ, весьма точно подсвечивающий проблемы обычной современной школы, просто прикрывая их онлайном). Во время вебинара докладчик вещает на потенциально большую аудиторию слушателей, которых не видит, но для обратной связи использует чат - в котором к нему можно обращаться во время вебинара с вопросами.

Я пока на регулярной основе вебинаров не провожу и в ближайшее время не планирую. Этот формат идеально подходит для "поточной лекции" в ВУЗовской терминологии, его использует любая крупная онлайн-школа на своих курсах по подготовке к экзаменам или олимпиадам. Говорят, что вебинарный курс нужен любому онлайн-преподавателю для знакомства потенциальной аудитории с его личностью и методами преподавания.

4. Видеолекции

Вполне распространённая практика - выкладывать заранее записанные лекции. В некоторых случаях это могут быть бесплатные лекции - опять же, чтобы таким образом познакомить слушателя с собой и привлечь его на другие свои занятия. Можно записанный курс продавать - правда, предложений в этом сегменте так много, что нужно очень сильно постараться, чтобы придумать тему, на которую снять курс, который захотят купить. Новые курсы появляются постоянно, кто-то их покупает - теоретически, тут у каждого есть шанс себя проявить.

Аналогично бывают ещё и другие курсы, которые существуют без участия его автора: многие платформы предлагают интерфейс для создания смешанных курсов с лекциями (видео/текст) и упражнениями (с автопроверкой или ручной) - это всё тоже своего рода онлайн-занятия, которые приносят пользу ученикам и доход преподавателям. Например, у меня есть вот такой небольшой курс по делимости:

Делимость: базовый курс

5. Смешанные типы

Конечно же, можно как угодно комбинировать различные форматы для достижения конкретной цели. Например, мой кружок для школьников (в этом году - 4-6 класса, 1 год обучения) включает в себя групповое занятие (мы его называем условно "разминка" - на нём происходит "хоровое" решение задач), индивидуальное ("отслушка" - на нём ученик рассказывает свои решения задач из листка и получает подсказки по нерешённым) и предварительно записанное видео ("разбор" - на нём я рассказываю свои решения всех задач листка).

Если хотите присоединиться к кружку, то напишите мне в личку.

Онлайн-школы совмещают вебинары, предварительно записанные видео и те же самые индивидуальные или групповые занятия с кураторами в общий курс, ведущий ученика к конкретной измеримой цели. В коммерческом секторе, как и в любом другом бизнесе, заметный тренд на автоматизацию всего, что можно автоматизировать - потому что это снижает себестоимость, а значит позволяет и с клиента брать меньше, выигрывая у конкурентов и зарабатывая больше. Если качество, конечно, не страдает - в противном случае никто не будет покупать их курс, несмотря на цену.

Заключение

Конечно же, я всё это написал, исключительно чтобы прорекламировать свои услуги - ни в коем случае не для того, чтобы дать более-менее объективную классификацию онлайн-форматов занятий. Всем известно, что коммерческие преподаватели хотят только денег и совершенно не заинтересованы в том, чтобы хорошо учить. Учитель - как художник - обязан быть голодным. Только тогда он может качественно учить подрастающее поколение.

Все эти бездельники (во главе с автором), которые учат за деньги, никудышные преподаватели, только стригут деньги с несчастных родителей, которые вечно голодают и в обносках ходят, чтобы своему ребёнку оплатить очередной курс у такого тунеядца - хотя Марьиванна бы за такие деньги на дом бы приходила и учила бы вашего Петеньку с утра до ночи, и называла бы его Господином (ну, как завещала одна генЫальная девочка на площадке в Зюзино).

В общем, не покупайте онлайн-курсов, поддержите отечественную Марьиванну. Хороший учитель ест не каждый день и одежду одну и ту же годами носит - ему деньги ни к чему. Не кормите тунеядцев, которые прикидываются педагогами и создают всё это многообразие образовательных продуктов, о котором я пишу в статье. Занимайтесь исключительно очно, даже если, волею судеб, живёте там, где и Марьиванны никакой нет - только слесарь Матвеич с семью классами советской школы репетиторствует по 300 рублей в час, когда из запоя выйдет...

Математика с Александром Сергеевичем

Всех, кто посмеялся над предыдущими абзацами, приглашаю в свой Telegram - там регулярно публикуются кружковские и олимпиадные задачи с решениями, а также различные новости о моих (и не только) проектах.