Именно с таким запросом я прихожу в поисковик снова и снова, меняя лишь возраст ребёнка с его лет 2ух, наверное, а то и раньше. И каждый раз, как в первый, надеюсь найти ответ.
Что имеем?
Ребёнок, не получая желаемое или получая не в том виде, не так, не там, не совсем то…(список можно продолжать) демонстрирует одну и ту же реакцию: затяжной крик, сопровождающийся размахиванием руки по типу мельничного маха, переходящий в хлопки, шлепки, укусы, удары, как бонус может начать бросать вещи, попадающиеся под руку.
Испробованные методы устранения:
- Предотвращение.
Максимальный уровень наблюдения, устранение негативного впечатления в зачатке.
Не работает.
- Отвлечение.
Неприятность произошла, моментальное включение с целью заинтересовать уже вопящее чадо иными увлекательными объектами действительности.
Не работает.
- Проговаривание.
Ситуация вышла из-под контроля, глядя ребёнку в глаза, спокойно говорю «ты расстроен, разочарован, тебе не понравилось…давай подумаем, что можно сделать…». Не забываем, что в этот момент ребёнок не тихонечко всхлипывает, уткнувшись тебе в плечо, а продолжает колотить, что есть мочи.
Не работает.
- Игнорирование.
Крики, оры, избиения (,если кто-то усмехнётся - да, карапуз может избивать взрослую тетку), а ты сидишь или ходишь с рожей кирпичом. Ор достигает немыслимых октав, взлетают даже те вещи, что были плотно приколочены.
Не работает.
- Ответный крик.
Я умею довольно мощно кричать сама, но, дабы не рвать в моменты истерик последнюю нить, связывающую меня с педагогикой, перехожу на глухое скрежетание сквозь зубы. Очень сложно описать механизм, но выгляжу в этот момент максимально сурово.
Работает. С крика переходим на всхлипывание, идём обниматься, прибираем разбросанные игрушки.
И вот в этом корень моих личных тревог.
Как не скатиться до набившей в собственном детстве оскомину фразы «Ну почему ты не слушаешься, пока на тебя не накричишь/не наругаешь?» и при этом не позволять истерике доходить до крайностей?
А наша истерика уже начинается с них, разгон с нуля до драки - доля мгновения, швыряние в стены, об пол - отточенный элемент программы.
У меня высшее педагогическое образование, преподавательский опыт больше 10 лет, есть даже дополнительный диплом учителя именно начальных классов, сотни психолого-педагогических форумов, семинаров и иже с ними, десятки книг по детской психологии, тысячи часов на мамских форумах.
И у меня нет ответа на вопрос «Как реагировать на истерику?».
Если у вас этот ответ есть, а главное - он работает на практике, а не в теории, - я рассыплюсь в благодарностях, если вы поделитесь этим свящённым Граалем.
Моё эмпирическое исследование на эту тему продолжается..