Развитие технологий повысило “связность мира”, сделало нас доступными друг для друга в любое время. А для многих людей выполнение рабочих обязанностей в режиме 24х7 стало едва ли не обязательным, чем и воспользовались работодатели. Но работники все чаще требуют предоставить им официально закрепленное право на личную жизнь, “право на отключение”. В некоторых странах эта норма закреплена законом. “Солидарность” разбиралась, как реализуется в разных странах право на нерабочее время.
ШАБАШ, ОПУСКАЕМ РУБИЛЬНИК!
О “праве на отключение” в очередной раз заговорили в конце августа, когда в Австралии приняли закон, по которому определенные категории работников получили право игнорировать звонки, СМС и сообщения в мессенджерах по рабочим вопросам в нерабочее время. Кстати, если босс продолжит названивать, сотрудник может обратиться в Fair Work Commission (Комиссия по справедливому труду), и, если звонки сочтут необоснованными, компанию оштрафуют, а руководителю официально запретят связываться с сотрудником в нерабочее время. Справедливости ради - отказ сотрудника от разговора тоже могут счесть необоснованным и обяжут его выходить на связь. Предусмотрены и штрафы: для сотрудника - до 19 тыс. австралийских долларов, и до 94 тыс. - для компании.
Австралия в данном случае вовсе не “передовик производства”. Проблемы, связанные с непрерывной доступностью, из-за которой размывается граница между личным и рабочим временем, осознают уже и в некоторых крупных компаниях, и в ряде стран. Последствия такой рабочей гиперподключенности еще не до конца изучены, но некоторые негативные факторы уже очевидны. Это снижение производительности труда из-за переутомления, эмоциональная нестабильность из-за нарастающих личных проблем, профессиональное выгорание.
Толчок к рассмотрению норм, жестче разграничивающих рабочее и личное время, дала пандемия коронавируса. В тот период резко возросло количество дистанционно работающих сотрудников, вынужденных непрерывно находиться на связи.
Пионером же жесткого разграничения рабочего и личного времени стала Франция. Там закон, гарантирующий неприкосновенность личного времени, приняли еще в 2017 году.
В 2021 году схожий закон приняла Португалия, где за звонки и сообщения в нерабочее время на компании налагается штраф.
В 2022 году уточнила свое законодательство и Бельгия. По новой норме, работодатель может побеспокоить сотрудника в нерабочее время только при “исключительных и непредвиденных обстоятельствах, которые не могут подождать до следующего рабочего периода”. Правда, на момент принятия закона не было разъяснено, что это за обстоятельства, и лазейка для работодателей оставалась.
А в 2023 году суд по трудовым спорам немецкой федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн тоже подтвердил право сотрудников не читать служебные СМС в нерабочее время. Кстати, особо это решение поддержала Конфедерация профсоюзов Германии.
Есть гарантии отключения и у сотрудников отдельных компаний. Причем некоторые компании действуют лобовым, практически механическим способом. Так, в Volkswagen доступ к рабочей почте сотрудника просто блокируют спустя полчаса после окончания рабочего дня.
ВСЕ ДЕЛО В КУЛЬТУРЕ
Выглядят все эти законодательные меры логично и, по идее, должны идти на пользу сотруднику. Но насколько они действенны? И нужно ли задумываться о продвижении аналогичных мер российским профсоюзам?
Секретарь ФНПР, руководитель правового департамента Яков Купреев считает, что такой необходимости нет:
- Надо понимать, что в российском Трудовом кодексе вопросам рабочего и нерабочего времени посвящены целые две главы. В кодексе дано совершенно четкое определение времени отдыха - это “время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению”. На этом определении и должны строиться все остальные акты, в том числе трудовые договоры.
Правда, указывает специалист, есть определенные категории работников, для кого могут потребоваться отдельные уточнения и указываться параметры доступности. Например, для сотрудников с ненормированным рабочим днем.
- Но и в этом случае все базовые нормативы указаны в Трудовом кодексе, в том числе продолжительность непрерывного отдыха. От них и надо отталкиваться при разработке договоров и инструкций. Любые же распоряжения, которые Трудовому кодексу противоречат, не имеют силы, - поясняет Купреев.
Схожей позиции по поводу законодательного регулирования придерживается и директор Центра внедрения клиентоцентричного подхода ВШГУ Президентской академии Максим Паратунов:
- Законодательство определяет рабочее время и время отдыха, но не регламентирует взаимодействие работника и работодателя вне рабочего времени. В теории, работодатель не имеет права требовать от сотрудника выполнения каких-либо обязанностей вне установленного рабочего времени без соответствующей оплаты. Однако на практике от многих работников ожидают постоянной доступности, особенно в сферах, связанных с IT, финансами или управлением. В ряде организаций, наоборот, в трудовых договорах прописывают ненормированный рабочий график, что де-факто означает готовность сотрудника быть на связи и выполнять задачи в любое время, включая выходные и праздничные дни. Это создает постоянное давление и нарушает баланс между работой и личной жизнью, что может приводить к выгоранию и снижению производительности труда, - говорит эксперт. И добавляет: - А на практике закрепленного “права на отключение” у сотрудников все-таки нет… Учитывая тенденции, закрепление “права на отключение” в России видится необходимым шагом для защиты прав работников. Но внесение соответствующей нормы в Трудовой кодекс требует вдумчивого участия всех заинтересованных сторон. В противном случае может получиться “как всегда”, и вреда может быть больше, чем пользы.
Кстати, ряд специалистов-практиков как раз сомневаются в эффективности исключительно законодательного регулирования. Сомнения эти лежат в первую очередь в области устоявшихся российских трудовых традиций.
- Законодательное регулирование взаимодействия работника с работодателем - это примерно такой же ход, как и ход табачных компаний, когда они лоббировали закон о запрете рекламы сигарет, - считает специалист по психологии продуктивного умственного труда, автор книг о системах продуктивности Максим Дорофеев. - Да, на словах все хотят, чтобы переработок не было. Но общественная, социальная система так устроена, что люди готовы пойти на серьезное изменение устоявшейся рабочей модели поведения тогда и только тогда, когда все остальные поступят так же. А то если я такой весь правильный и ухожу с работы вовремя, а мои коллеги не такие, то как минимум в своих глазах (а то и в глазах работодателя и коллег) я проигрываю. Так что есть шанс, что дополнительная гарантия “права на отключение” в ряде коллективов спровоцирует вал переработок. Сложнее всего будет с молодежью: конкуренция среди молодых высока, им надо выделиться. Как можно выделиться? Конечно же, нарушая правила. Есть правило “уходить домой вовремя”? Ну, вот пусть лохи нецелеустремленные и уходят.
Ряд аргументов приводит и руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов:
- “Право на отключение”, скорее всего, в большинстве коллективов останется пустой формальностью. Теоретическая возможность не брать телефон вряд ли перекроет просьбу начальника быть на связи в ответственный момент или регулярно. А если отказы сотрудника будут повторяться, работодатель заменит его более лояльным. Договоренности и принятые внутри коллектива нормы все равно будут превалировать. Аналогичная ситуация с переработкой: хотя официально задержки в офисе или работа в выходные должны отдельно вознаграждаться, в большинстве компаний такие переработки считаются нормой и не оплачиваются явным образом. Т
аким образом, теория и благие намерения снова встречаются с суровой реальностью и практикой. Для профсоюзных же активистов высказанные мнения интересны хотя бы тем, что лишний раз напоминают: борьба за улучшение условий, внесенное в колдоговоры и в законодательные инициативы, безусловно, важна. Но столь же важна кропотливая, постоянная работа над совершенствованием культуры труда и изменением обстановки в коллективе. Тогда, может быть, и официальное “право на отключение” не понадобится.
Макаренков Максим, корреспондент "Солидарности".