Найти в Дзене

Не анализируете ваш онлайн-курс? Это убивает его ценность

Оглавление

В условиях быстро меняющегося рынка онлайн-образования, где конкуренция растет с каждым днем, важно не только создавать качественные образовательные продукты, но и постоянно их улучшать.

Чтобы достичь эту цель, необходимо собирать и анализировать данные о том, как студенты проходят обучение и с какими сложностями сталкиваются в процессе. К сожалению, многие онлайн-школы и эксперты игнорируют этот аспект или просто не осознают его необходимость. Это в свою очередь может привести к снижению удовлетворенности студентов и потере клиентов.

Меня зовут Анастасия Коренева, я основатель методологического агентства Stayer. Наша задача - создавать образовательные программы, которые действительно работают. Эту статью мы подготовили вместе с Юлией Кокаревой, методологом и методистом. Юлия провела более 100 интервью со студентами и проанализировала свыше 5 000 анкет и отзывов, которые оставляют учащиеся, чтобы выявить ключевые факторы, способствующие максимальной эффективности обучения.

-2

В своей практике мы не раз сталкивались с ситуациями, когда отсутствие системного подхода к сбору данных мешало улучшению курсов. Например, одна из онлайн-школ в нише профессионального развития, с которой работала Юлия, не анализировала обратную связь от студентов в процессе обучения. Формально опросы проводились после каждого модуля, но так как вопросы в анкетах не несли практической ценности для улучшения продукта и не анализировались системно, студенты по сути впустую тратили время на их заполнение. В результате проведенных интервью с выпускниками, выяснилось, что несмотря на положительные отзывы, многие студенты не доходили до конца курса, а те, кто его осиливал, высказывали жалобы по поводу сложности домашних заданий и общей нагрузки во время обучения.

-3

Существует еще один важный нюанс, на который стоит обратить внимание. Эксперты и авторы образовательных продуктов часто смотрят на свои творения с любовью и не замечают их недостатков. Это заблуждение может привести к тому, что продукт окажется неэффективным, а его создатели останутся в неведении, погруженные в свои иллюзии. Реальная обратная связь от студентов может пролить свет на скрытые недостатки и выявить области, требующие улучшения.

Если вы все еще сомневаетесь в том, что продукты стоит анализировать, вот несколько реальных последствий, к которым может привести игнорирование этого процесса:

-4

Оценка качества продукта: как измерить и сделать это правильно?

Для того, чтобы понять, насколько эффективен ваш образовательный продукт, необходимо отслеживать несколько ключевых показателей:

1. Индекс доходимости учащихся - COR (Completion Rate)

Этот показатель помогает понять, сколько студентов прошли обучение от начала до конца. Низкий уровень доходимости может указывать на проблемы с содержанием, подачей материала, неверно подобранной целевой аудиторией и другими аспектами.

2. Конверсия в кейс - CR (Conversion Rate)

Это процент учеников, которые добились результата в конце обучения (достигли ваше продуктовое обещание). Например, вышли на определенный уровень дохода или начали карьеру в новой профессии. Если результат получает невысокий процент студентов, это может говорить о том, что им не хватает информации, инструментов или практики для отработки навыков и получения реального результата.

3. Индекс удовлетворенности - CSI (Customer Satisfaction Index)

Данный показатель позволяет оценить уровень удовлетворенности учеников при взаимодействии с продуктом (например, качество записанных уроков, работа кураторов, польза домашних заданий, удобство взаимодействия с учебной платформой). Поскольку показатель может замерять различные аспекты, он помогает выявить точечные проблемы в продукте.

4. Индекс лояльности - NPS (Net Promoter Score)

Показывает, насколько студент доволен продуктом и будет ли рекомендовать его своим знакомым. Хоть это метрика сильно зависит от настроения студента в конкретный момент времени, общую тенденцию по ней отследить можно.

5. Вовлеченность - ER (Engagement Rate)

Измеряется через активность студентов: количество посещений эфиров, время, проведенное на платформе, участие в чатах, групповых динамиках и выполнение заданий. Высокая вовлеченность говорит о том, что курс интересен и полезен.

6. Прогресс студентов (Student Progress)

Анализируйте, как студенты продвигаются по курсу. Это поможет выявить участки, где они сталкиваются с трудностями, и внести необходимые изменения.

Некоторые из вышеперечисленных показателей вы можете посчитать собирая обратную связь от студентов (Feedback Scores). После каждого модуля и в конце обучения предложите заполнить анкету, где студенты могут поделиться своим мнением и оставить отзыв о пройденном обучении. Это поможет выявить сильные и слабые стороны курса и покажет, что именно нужно улучшить.

-5

Например, доходимость на уровне 40% считается низкой, однако, если ранее этот показатель составлял всего 20%, то COR в 40% уже будет неплохим улучшением. Поэтому логичнее отслеживать динамику этих показателей, чтобы оценить прогресс и эффективность внесенных изменений.

И помните, все метрики косвенно влияют друг на друга. Когда продукт совершенствуется на основе собранных метрик, он становится более качественным, что приводит к увеличению рекомендаций (NPS) и росту доходимости (COR). Это, в свою очередь, ведет к повышению конверсии (CR) и, как результат, к увеличению доходов онлайн-школы.

Когда и зачем анализировать анкеты обратной связи?

Углубленная аналитика в конце каждого потока образовательного продукта включает в себя комплексный анализ данных, собранных как во время обучения, так и после его завершения. Сбор и анализ анкет обратной связи можно разделить на 3 ключевых этапа, каждый из которых играет важную роль в процессе обучения.

-6

Если вы замечаете, что студенты часто оставляют отрицательные отзывы после определенного модуля, это сигнализирует о необходимости анализа причин трудностей - возможно, материал слишком сложен или формат подачи не соответствует ожиданиям.

Сбор обратной связи на разных этапах обучения играет ключевую роль. Например, некоторые школы собирают обратную связь только в конце обучения, но в этом случае студенты могут забыть важные детали, которые были актуальны в начале или середине курса. Поэтому регулярные опросы помогают зафиксировать их впечатления в текущий момент, что создает не только возможность для рефлексии студентов, но и позволяет оперативно вносить необходимые изменения для повышения качества курса.

Как использовать аналитику для улучшения образовательных продуктов на примере реальных кейсов

В ранее упомянутом проекте в нише обучения инвестирования в криптовалюту мы проводим углубленную аналитику после завершения каждого потока обучения. В первую очередь мы собираем статистику на платформе GetCourse: общее количество студентов, которые начали обучение, количество студентов, зашедших в каждый модуль, а также число тех, кто выполнил домашние задания в каждом модуле. Затем мы рассчитываем общую доходимость до конца обучения.

Далее мы проводим детальный анализ метрик по каждому модулю, где вычисляем коэффициенты полезности информации, сложности домашних заданий и фиксируем комментарии студентов. Мы выясняем, чего им не хватило во время обучения, какие уроки были трудными для понимания и так далее.

Фрагмент собираемой аналитики
Фрагмент собираемой аналитики

В финале мы подводим итоги по всему курсу, рассчитывая NPS (насколько студент доволен обучением) и CSI (удовлетворенность процессом обучения, качеством работы сервис-менеджеров и кураторов, а также скоростью их ответов на вопросы). Мы также отмечаем, какие аспекты курса нуждаются в улучшении.

На основе полученных данных мы разрабатываем рекомендации по улучшению содержания и структуры курса, оптимизируем способы подачи материала и вводим новые форматы взаимодействия со студентами. Это позволяет постоянно совершенствовать образовательный процесс и повышать удовлетворенность студентов в будущих потоках. Например, в Базовом курсе обучения было перезаписано 50% уроков на основе обратной связи студентов: какие-то уроки стали короче; другие включили демонстрацию тех этапов в работе с кошельками и биржами, которые не были учтены ранее; часть уроков была записана впервые под конкретные запросы студентов.

Примеры показателя CSI на выборке в количестве 320 респондентов: польза информации - 95,6%
польза домашних заданий - 92,6%
Примеры показателя CSI на выборке в количестве 320 респондентов: польза информации - 95,6% польза домашних заданий - 92,6%

Вот еще один пример из практики. Работая с одной из онлайн-школ в нише здоровья и красоты, мы запустили систему сбора обратной связи после каждого модуля и провели глубинные интервью со студентами и выпускниками. Результаты оказались впечатляющими: на основе полученных ответов мы полностью переработали один из флагманских курсов.

Вот ключевые изменения, которые мы внедрили:

  1. Переименовали модули и уроки и их результаты. Мы заменили все названия на более простые и понятные формулировки, которые отражают запросы и “боли” аудитории. Также обновленные названия упростили навигацию на образовательной платформе.
  2. Сократили длительность уроков. Вместо длинных вебинаров по 1,5-2 часа, которые, как правило, не смотрели в записи, мы разбили контент на мини-уроки продолжительностью 10-20 минут, что упростило восприятие информации для студентов.
  3. Спланировали обучение. Мы создали четкий план с уроками на каждый день, чтобы студенты могли двигаться постепенно, вместо того чтобы открывать все материалы сразу.
  4. Разнообразили форматы контента. Мы равномерно распределили различные виды контента, такие как подкасты, видео, тренировки и практические задания, что сделало курс более интересным и структурированным.
  5. Добавили дополнительные материалы. В программу курса мы включили бонусные материалы по нутрициологии (гайды, чек-листы), которые поощряют студентов за достижения.

В результате этих изменений уровень удовлетворенности полезностью контента курса и тренировок (CSI) достиг 94,8%.

В рамках проекта для beauty-мастеров в период первого запуска курса мы начали анализировать входные анкеты и выявили, что студенты приходят с разным уровнем подготовки: среди них есть новички и более опытные мастера в области продвижения. Это позволило сегментировать группу и внедрить два уровня сложности домашних заданий уже в первом потоке обучения - для новичков и для продвинутых. NPS первого потока составил 75%, средний уровень удовлетворенности полезностью материалов - выше 94%. Доходимость до третьего модуля включительно составила 80%, но к четвертому модулю снизилась до 70%, а к завершающему пятому модулю упала до 51%. Эти данные показывают, что многие студенты не завершают курс. Такая ситуация может означать, что они сталкиваются с трудностями из-за усталости или сложности домашних заданий по мере обучения. Выявление и анализ причин снижения доходимости поможет внести необходимые изменения, чтобы повысить вовлеченность студентов и обеспечить более успешное завершение курса в следующих потоках.

Как видно из кейсов, сбор обратной связи и анализ метрик - это не просто формальность, а необходимый этап в развитии образовательных продуктов. Понимание потребностей студентов, регулярная обратная связь и адаптация программ обучения на основе собранных данных помогут вам создать качественный и востребованный продукт. Не забывайте, что в мире онлайн-образования важно не только привлекать студентов, но и удерживать их, и аналитика - ваш надежный помощник на этом пути.

Качественных вам продуктов и остаемся на связи тут и в Telegram.