Найти тему

Сетевая торговля: стратегии оптимизации и повышения эффективности на примере компании «Детский мир». Дипломная работа.

Оглавление

Дипломная работа посвящена анализу и оптимизации сетевого принципа работы в розничной торговле на примере компании «Детский мир». В работе рассмотрена структура сетевого ритейла на российском рынке, изучены технологии создания и развития торговых сетей, а также особенности организации торгово-технологических процессов в сетевых предприятиях. Проведен анализ коммерческой деятельности компании «Детский мир» с целью выявления ее сильных и слабых сторон, а также разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности ее работы. Исследование проводилось с использованием методов системного анализа, экономико-математического моделирования и экспертных оценок. В результате работы были выявлены ключевые факторы, влияющие на успешность работы сетевой модели, а также разработаны рекомендации по оптимизации различных аспектов деятельности компании «Детский мир».

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ТОРГОВОГО БИЗНЕСА

1.1. Характеристика структуры сетевого ритейла на российском рынке

1.2.Технологии создания и развития торговых сетей

1.3. Особенности организации торгово-технологических процессов в сетевых предприятиях торговли

ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ СЕТИ «ДЕТСКИЙ МИР»

2.1. Общая характеристика розничной торговой сети и исследуемого предприятия

2.2. Анализ организации и технологии продаж в магазине

2.3. Оценка маркетинговой деятельности розничной сети

ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ СЕТИ «ДЕТСКИЙ МИР» НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ

3.1. Основные направления оптимизации работы компании

3.2. Программа оптимизации деятельности торговой сети в регионах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

В последнее время большая часть современного бизнеса приобретает сетевой характер. Это значительно повышает оборачиваемость капитала, сокращает издержки и создает новые возможности для максимизации прибыли.

Сетевой бизнес получил широкое распространение в розничной торговле. В регионах Российской Федерации такой сектор экономики, как розничная торговля, стремительно растет. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей, которые успешно развиваются.

Поскольку закупки товаров производятся большими партиями, сети имеют определенные конкурентные преимущества перед другими форматами розничной торговли в отношениях с поставщиками. Они получают новые товары сразу после их появления на рынке, повторные заказы выполняются немедленно, товары поставляются по самым низким ценам. У торговой сети больше возможностей для получения товаров более высокого качества. Крупные сети заключают договора, по которым поставщики производят товары под торговыми марками этих сетей, получают исключительные права на продажу определенных товаров.

Используются современные технологии продажи товаров (в том числе самообслуживание с элементами индивидуального обслуживания, использование дисконтных карт, продажа товаров в рассрочку, привлечение продавцов - консультантов, увеличение сроков гарантийного обслуживания товара и т.п.).

При этом применяется дорогостоящее, высокоэффективное программное обеспечение, способствующее более эффективному управлению торговыми предприятиями.

Для сетевой торговли характерны общий управляющий центр, единая корпоративная стратегия ( в том числе единое управление брендами, единая маркетинговая стратегия деятельности на рынке, общее управление поставками товаров и материалов, единое управление перемещением товаров, запасами и другими ресурсами, централизация обработки заказов, составление графиков поставок). Розничные сети открывают магазины, в которых представлены товары различного ценового диапазона, претендуя и на нишу дешевого товарного ассортимента.

Сетевая торговля не только позволяет эффективно удовлетворять потребности покупателей, но и обеспечивать лучшие возможности для развития торгового бизнеса, благодаря использованию собственных средств и привлечению внешних инвестиций, обеспечивая при этом качественное обслуживание. В социальном плане важно, что сетевой ритейл всегда платит налоги и сохраняет значительный потенциал для удержания цены в пределах возможностей потребительского сегмента.

Таким образом, роль сетевой формы торговли увеличивается с нарастанием глобализации мировой экономики, т.к. она дает возможность получения значительной прибыли и поддержания устойчивых позиций на рынке в условиях возрастания конкуренции торговой деятельности, а также способствует дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры.

Цель настоящей работы – разработать мероприятия, направленные на оптимизацию организации сетевого принципа в розничной торговой сети.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать характеристику структуры сетевого ритейла на российском рынке;

- изучить технологии создания и развития торговых сетей;

- рассмотреть особенности организации торгово-технологических процессов в сетевых предприятиях торговли;

- провести анализ коммерческой деятельности торговой сети «Детский мир»;

- разработать мероприятия, направленные на оптимизацию работы торговой сети «Детский мир»;

Объектом исследования выступает розничная торговая сеть «Детский мир».

Предмет исследования – сетевой принцип работы компании «Детский мир».

В качестве основного метода исследования применялся системный анализ проблем, очерченных целью работы. В ходе анализа использовались теоретические и методологические положения, отечественный и зарубежный опыт решения вопросов организации торговых сетей. В исследовании использовались методы экономико-математического моделирования, экспертных оценок и другие.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных ученых, таких, как Багиев Г.Л., Беккер Е.И., Ивашкин М.В., Медведева Ю.Ю., Назаров Л.А., Половцева Ф.П., Салихова Р.Р., Фетисова О.В., Шкляревская О.В. и др.

Информационной базой для практической части стали документы бухгалтерской и финансовой отчетности ОАО «Детский мир», материалы статистических обзоров сайтов, периодической печати и материалы собственных исследований автора.

Структура работы сформирована согласно поставленной в ней цели и задачам. Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Концептуальные основы развития сетевого торгового бизнеса

1.1. Характеристика структуры сетевого ритейла на российском рынке

Розничная торговля в России является одной из динамично развивающихся отраслей. С 2006 по 2011 год выручка организаций отрасли торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 24,2%, уступая только финансовым услугам, рыболовству, строительству и образованию.

При этом оборот розничной торговли показывал более высокие темпы роста, чем темпы роста оборота оптовой торговли. Cреднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли в 2006 - 2011 гг. составляли 8,5% в год, темпы роста оборота розничной торговли – 9,7%. Объемы оборота оптовой торговли в 2011 году составили 31,5 трлн. руб., розничной торговли – 16,4 трлн. руб. [48].

Характерной чертой отечественной розничной торговли за последние 20 лет является возникновение и активное развитие розничных торговых сетей. Создание торговых сетей – один из методов управления торговым капиталом, позволяющий получать экономию от масштаба деятельности в розничной торговле [35, c.125].

Торговая сеть представляет собой гибкую, устойчивую структуру взаимосвязи фирм и корпорации, позволяющую интегрировать новых партнеров. Торговая сеть, как перспективная организационная форма розничной торговли, харак­теризуется высокой конкурентоспособностью, обусловленной эффективной организацией управления, четко выстроенной логистической схемой, объединяющей функции маркетинга, закупки, пополнения запасов и сбыта [27, c. 27].

Розничные торговые сети:

1) являются звеном сферы обращения и осуществляют продвижение товара от поставщиков до потребителей, удовлетворяя потребности рынка в различных товарах;

2) участвуют в экономических отношениях, направленных на эффективный обмен товарами, находящимися в распоряжении предприятий – поставщиков;

3) своей деятельностью обеспечивают развитие производства, занятость населения, денежное распределение и личное потребление;

4) получают прибыль от своей деятельности;

5) имеют структурные элементы, организационно объединенные в единую управленческую систему;

6) применяют централизованную систему управления;

7) реализуют на практике принципы корпоративной культуры;

8) получают экономический (синергетический) эффект от объединения усилий подразделений сети [28, c. 20].

Если обратиться к истории возникновения розничных торговых сетей в России, изученной Радаевым В.В., то следует выделить четыре этапа:

1 этап (1970-1980 гг.) – появление продуктовых универсамов;

2 этап (1990-1992 гг.) – возникновение элитных супермаркетов;

3 этап (1993-1997 гг.) – появление первых российских сетей супермаркетов;

4 этап (1998-1999 гг.) - возникновение российских сетей дискаунтеров [24, c. 54].

Однако необходимо выделить 5 этап (2000 г. - по настоящее время), на протяжении которого происходит развитие отечественных розничных сетей, которые активно используют различные форматы.

Отличия традиционного подхода к развитию хозяйствующих субъектов розничной торговли и сетевого подхода к функционированию торгового предприятия отражены в табл. 1.1 [25, c. 140].

Таблица 1.1 - Сравнительный анализ традиционного и сетевого подхода к развитию торгового предприятия

-2

Организационный потенциал торгового предприятия

Самостоятельный выбор способов формирования организационного потенциала, стандартизированный бизнес-формат компании

Коллективный выбор способов формирования органи­зационного капитала (интеграция, аутсорсинг, инсорсинг), изменение во времени и пространстве бизнес-формата компании.

Как видно из табл. 1.1, сетевой подход к развитию торгового предприятия значительно модифицирует как понимание внешней среды предприятия, так и сущность самого хозяйствующего субъекта как «сетевой организации», изменяя ее основные компоненты - рыночное поведение, ресурсный, инвестиционный и организационный потенциалы.

Торговые сети являются одним из перспективных секторов розничной торговли, поскольку в наиболее полной сте­пени призваны удовлетворять потребности населения в товарах. Ранжирование крупнейших торговых сетей России по объему продаж в 2011 г. представлено в таблице 1.2 [6, c.176].

Таблица 1.2 - Ранжирование крупнейших торговых сетей России по объему продаж в 2011 г., млн. руб.

-3
-4

1.2. Технологии создания и развития торговых сетей

Розничные торговые сети сегодня отражают ряд сложившихся императивов развития ритейла. Это коммерческая организация, состоящая из двух и более объектов торговли, принадлежащих одному или группе собственников, объединенных едиными технологиями торговли и товародвижения, жесткой иерархической структурой управления и контроля, общими ресурсами, создаваемая для получения преимуществ на рынке, капитализации вложений собственника, распределения рисков. Поскольку тенденция роста сетевых структур сегодня рассматривается в качестве одной из самых значительных во внутренней торговле России, представляется актуальным рассмотреть некоторые аспекты формирования таких форм осуществления бизнеса [22, c.39].

Сетевые организации представляют собой совокупность субъектов рынка, координируемых рыночными механизмами для реализации общих задач в процессе совместной кооперативной деятельности. Они рассматриваются как форма, представляющая собой стратегический союз из двух и более предприятий, которые интегрируют ресурсы для развития наиболее перспективных направлений деятельности. Сетевые организации включают в себя элементы различных организационных структур, интегрируя различные проектные, производственные и торговые единицы. Результатом подобной интеграции может стать стабильная сетевая структура, в которой предприятие-ядро соединяется с ограниченным количеством партнеров, образующих внутренний рынок. Сетевая организация включает в себя элементы специализации функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность перераспределения ресурсов матричной организации, однако имеет ряд ограничений, что показано в табл. 1.4.

Таблица 1.4 - Основные характеристики сетевых структур

-5
-6

Глава 2. Комплексная оценка коммерческой деятельности торговой сети «Детский мир»

2.1. Общая характеристика розничной торговой сети и исследуемого предприятия

ОАО «Детский мир» является группой компаний, которая объединяет в себе национальную сеть магазинов «Детский мир», luxury-центр «Детская Галерея «Якиманка», сеть центров раннего развития ELC.

Основными акционерами группы компаний ОАО «Детский мир» являются АФК «Система» (75%) и «Сбербанк России» (25%).

Главной целью организации является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения экономических, социальных и культурных интересов членов трудового коллектива общества, интересов участников общества при наилучшем удовлетворении потребности покупателей.

Предметом деятельности ОАО «Детский мир» является розничная торговля.

Место нахождения ОАО «Детский мир»: Российская Федерация, 127422 г. Москва, ул. Тимирязевская, 1.

Сеть магазинов «Детский мир» состоит из 175 форматных супер- и гипермаркетов в 86 городах России и Казахстана. Совокупная площадь торговых объектов сети – свыше 332 тыс. кв. м.

Сеть «Детский мир» ориентированна на потребителей, которые заинтересованы в приобретении качественных товаров по доступным ценам.

Узнаваемый бренд, широчайший ассортимент и оптимальное сочетание цены и качества товаров помогают сети магазинов «Детский мир» удерживать лидирующие позиции на рынке. Магазины национальной сети предлагают покупателям полный ассортимент товаров для детей с 0 до 14 лет. В ассортименте представлена продукция как отечественных так и зарубежных производителей. Компания «Детский мир» продаёт только качественный и сертифицированный товар от всемирно известных производителей.

Рассмотрим организационную структуру ОАО «Детский мир» (см. рис. 2.1).

-7

ДРП (Дирекция по розничным продажам) – развитие структуры продаж розницы. Управление сетью розничных магазинов. Обеспечение достижения ключевых показателей: оборот, прибыль, уровень сервиса и т.д.

КД (Коммерческая дирекция) - разработка стратегии закупок товара. Разработка и внедрение ассортиментной стратегии, ценовой политики, стратегии продвижения товаров. Планирование проведения рекламных кампаний. Разработка стратегии отдела оптовых продаж. Разработка стратегии работы с поставщиками. Осуществление поддержки и продвижения товарных категорий в розничных магазинах.

ДМ (Дирекция по маркетингу) - изучение мнений потребителей о товаре Компании. Планирование, разработка и проведение рекламных мероприятий. Разработка маркетинговых мероприятий с целью привлечения новых покупателей в магазины. Формирование и внедрение программ лояльности.

ДЛ (Дирекция по логистике) - координация взаимодействия отделов в цепочке поставок товара. Оптимизация бизнес-процессов логистических служб. Повышение эффективности использования складских мощностей. Взаимодействие с представителями сертификационных и таможенных органов.

-8
-9