Недавно после реконструкции вновь заработал Рижский вокзал. А появился он больше 120 лет назад: открытие состоялось 11 сентября 1901 года
Красивый и современный
Проект создал Станислав Бржозовский — тот самый, что проектировал Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Здание напоминает древний терем: архитектор выполнил его в "русском" стиле. При этом внутреннее оснащение было современным и максимально прогрессивным по тем временам. У вокзала имелась даже своя электростанция!
Поезда с вокзала уходили в Прибалтику, но Рижским он стал далеко не сразу. Названный при открытии Виндавским, в 30-х он сменил имя на Балтийский, чуть позже стал Ржевским и только в 1948-м получил современное наименование.
Звезда экранов
Рижский отличается от других столичных вокзалов: его здание стоит параллельно путям. Из-за этой особенности, делающий Рижский похожим на провинциальный вокзал, режиссёры любят снимать его в кино. Например, он стал декорацией к некоторым сценам "Семнадцати мгновений весны", "Вокзала для двоих" и других фильмов.
Как было, как будет
Отношение городских властей к вокзалу заметно менялось на протяжении его истории. Если в 60-х годах прошлого века его собирались сделать главным столичным вокзалом, то в начале нового тысячелетия уже хотели снести. Благо здание было признано объектом культурного наследия, поэтому осталось на месте.
До 2022 года на Рижском находилась площадка Музея истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги с более чем 60 единицами железнодорожной техники, однако затем все экспонаты перевезли на новое место.
Сейчас в планах — создание у Рижского крупного транспортно-пересадочного узла, через который среди прочего пройдёт высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург.