Автор: Николай Чувиков
"Luck And Strange" - очень личный альбом для Дэвида Гилмора. Это не попытка переплюнуть самого себя и не новое слово в музыкальной индустрии - это просто музыка, которая отвечает современным интересам и творческим устремлениям легендарного музыканта, а заодно отдаёт дань любви и уважения его семье и близким. Спокойный и размеренный альбом уверенного в себе творца, который уже не стремится ухватить звезду с неба, а вполне удовлетворяется отражающей солнечный свет луной. Не уверен, что "Luck And Strange" привлечёт к творчеству Гилмора новых слушателей, ибо альбом этот сделан, в первую очередь, для себя, а, во вторую очередь, для верных почитателей Дэвида. И вы знаете что?... этот подход оказывается более чем удачным.
Только вот не стоит сразу же относить "Luck And Strange" к так называемому "папскому року" - это когда старорежимные рокеры отходят от своих жанровых корней и начинают играть бледный и маловыразительный рок с кучей жалоб на современные нормы жизни, прорвой отсылок к своим прошлым работам и подмигиваний озадаченной меломанской толпе. Хорошими примерами подобных работ являются альбомы "Paradise Filter" от Caravan, "Novum" от Procol Harum и "Heaven And Earth" от Yes. Так вот "Luck And Strange" не имеет никакого отношения к этим работам: Дэвид поступил на удивление мудро и взял к себе в продюсеры Чарли Эндрю, который чрезвычайно мало знаком с творчеством Pink Floyd и сольными работами самого Гилмора. Соответственно, у него не было желания превратить очередной альбом музыканта в подражание самому себе, и он целенаправленно подталкивал Дэвида к новому и современному саунду. Так что даже если фантастическо-томная гитара Гилмора никуда не делась, и его композиционные фишки заметны даже невооружённым взглядом, "Luck And Strange" звучит необычно для музыканта. Альбом знаком и местами напоминает то о "About Face" (можете меня убить, но это мой любимый альбом Дэвида), то о "Rattle That Lock" (можете снова меня убить, но это мой наименее любимый альбом Дэвида), но при этом он с головой погружён в атмосферу и звучание 2024 года, со всеми отсюда вытекающими.
А тут ещё и семья включается в игру. Супруга Гилмора Полли Сэмсон (романистка и журналистка) написала кое-какую лирику для альбома, например такие жизнеутверждающие строки как "Is it wonder or despair that bends my knee?" и даже ответственна за композицию некоторых песен. Вместе с этих на паре-тройке номеров можно услышать вокал дочери Дэвида, Романи. Её пение на удивление солнечно и умиротворённо, вследствие чего “Between Two Points” оказывается одним из самых ярких номеров на альбоме. Я даже невольно поймал себя на мысли, что было бы классно услышать её сольный альбом, в любом из возможных жанров. Однако, мне показалось, что она идеально сработала бы в формуле трип-хопа - ей бы с Трики посотрудничать... А так да: было бы гораздо логичнее, если бы Гилмор пошёл по пути Халфорда и озаглавил свой альбом "David Gilmour And Friends".
Как и всегда, творчество Гилмора достаточно сложно описать одним жанром: тут есть элементы блюза, прогрессива, психоделики и даже современной альтернативы, но всё вместе это звучит на удивление аутентично. Вокал Дэвида звучит немного утомлённо (возраст не может не сказываться), да и его классические сухость и намеренная низкоэмоциональность никуда не делись. Однако, вкупе с его узнаваемой и чувственной гитарой и уютными мелодическими решениями, это пение даёт просто замечательный эффект.
Вместе с этим "Luck And Strange" - очень оптимистичный альбом, даже по сравнению с расслабленным "Rattle That Lock". Заметно это в мелодике, и в лирике альбома. Например, на "The Piper's Call" Дэвид утверждает своё место в музыкальной истории мира, но делает это на удивление скромно, не вознося себя над другими, но и не принижая своих заслуг. Гилмор поёт и о своей новой жизненной философии - "carpe diem" ("живи настоящим", "лови мгновение"), что, как мне кажется, объясняется его отказом от таких вредных привычек как алкоголь и наркотики. В музыкальном плане тут определённо заметно влияние английского блюза, но вместе с этим в композиционную канву также проникли элементы народной музыки (в основном за счёт использования испанской гитары и джембле).
Ещё один яркий пример нынешнего светлого и оптимистичного настроения Гилмора - “Sings”. Это трогательная баллада о любви, очевидно посвящённая давнишним отношениям Дэвида и Полли. Уютная лирика, спокойная инструментальная составляющая, размеренный ритм - даже если на первый взгляд кажется, что Гилмор исчерпал все свои творческие амбиции, финальный результат доказывает обратное. Иногда великое кроется в малом и даже рутинном.
"Luck And Strange" - ни в коем случае не шедевр и вряд ли попадёт в будущие учебники по рок-искусству. Зато это очень харизматичный и умиротворённый альбом, который прекрасно слушается в расслабленной обстановке пятничного вечера. Это эстетичная, эклектичная и элегантная работа, которой временами может и не достаёт глубины, но было бы глупо требовать её от такого человека как Дэвид Гилмор. Весь его музыкальный путь до этого момента прошёл под флагом песенной и лирической сложности, так что приятно слышать, как его творчество стало чуть более семейным и интимным.
__________________________________________________________________________________________ Понравилась рецензия? - а я ещё и книги пишу!
НОВЫЙ ТИРАЖ романа "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" наконец поступил в магазины:
ЗАВЕРШЁННЫЙ черновик моей новой книги, "Безымянный", уже доступен для прочтения ТУТ.
_________________________________________________________________________________________
#davidgilmour #luckandstrange #artrock #progressiverock #Англия