Найти тему
Всемирная история

Через Дунай идет гроза, орду славян несет она

После того, как многочисленные "варварские" племена сокрушили некогда могучую Западную Римскую империю, в борьбу с Восточной империей включились славянские племена. Римские писатели I века сообщают, что в их времена земли восточнее Вислы и севернее Дуная были заселены многочисленными племенами винидов. Уже более подробные сведения о славянских племенах имеются в работах писателей ранневизантийской эпохи VI-VIII веков.

Автор "Истории готов" Иордан писал, что в VI веке:

От истоков реки Вислы на неизмеримых пространствах основалось многолюдное племя винидов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различных племен и местностей, однако главным образом они именуются склавинами и антами. Склавины живут от города Новиетуна и озера, которое именуется Мурсианским, до Данастра, а на севере до Вислы; анты же, храбрейшие из них, живя на изгибе Понта, простираются от Данастра до Данапра.

Из всего вышесказанного следует, что многочисленные славянские племена обитали на территории от Азовского моря до реки Вислы. Храбрейшими из них, по свидетельству Иордана, были воины племени антов.

Более подробные сведения об общественном устройстве и военной организации славян нам сообщают Прокопий Кессарийский, Агафий, Маврикий, Феофилакт Симокатт. По данным Прокопия склавины и анты отличались огромной силой и высоким ростом.

Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные...

Древние авторы отмечают у склавин и антов ловкость, выносливость, гостеприимство и любовь к свободе. Так, Маврикий пишет:

Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-нибудь) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

Косвенные данные Маврикия и Прокопия, а также данные археологии, позволяют сделать выводы о том, что основным занятием славян было земледелие и скотоводство. Все тот же Маврикий рекомендует снаряжать солдат железными щупами для обнаружения хлебных ям, в которых славяне хранили большие запасы ячменя и проса. Археологические находки удил и стремян свидетельствуют о развитии коневодства.

Характер занятий славян подтверждает их оседлый образ жизни. О том же говорит и характер поселений, которые располагались посреди рек и озер, лесах и болотах.

Древние авторы говорят о существовании у славян родовой общины, которая имела земельную собственность. Частная земельная собственность отсутствовала. Пахотная земля подлежала периодическому переделу, тогда как выгоны и охотничьи угодья оставались в общественной собственности.

По сообщению Прокопия

эти племена, склавин и антов, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим...

В конце V века стали образовываться военные объединения славян для отражения внешней угрозы, и самое главное, для организации походов на территории Восточной Римской империи. Внешняя военная экспансия привела к усилению власти военачальников, превращавшихся в князей, имевших свои дружины.

К VI веку общественное устройство славянских племен представляло из себя военную демократию, а главными органами власти выступали вече (собрание племен), совет старейшин и князь с дружиной.

Именно с этого периода дунайские границы Восточной империи превратились в арену боевых действий.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там вы найдете массу уникальных и увлекательных публикаций, которых нет на моем канале на Дзен.