Найти тему

Ми-28. «Ночной охотник».III.

Картинка из свободных источников. Второй прототип Ми-28, с вооружением под правым крылом и отсеками для испытательного оборудования под левым крылом.
Картинка из свободных источников. Второй прототип Ми-28, с вооружением под правым крылом и отсеками для испытательного оборудования под левым крылом.
Картинка из свободных источников. Третий прототип
Картинка из свободных источников. Третий прототип

В апреле 1986 года Ми-28 и В-80 прошли одновременные испытания на Гороховецком полигоне; Ми-28 вышел победителем, обнаружив и ‘уничтожив’ 25 целей из 25 и избежав обнаружения ‘противником’. Тем не менее, не дожидаясь завершения испытания, военные пришли к выводу, что Ка-50 "обладает большим потенциалом развития и влечет за собой меньшие затраты на создание и обслуживание". Чтобы повысить эффективность Ка-50, военные предложили целеуказание по каналу передачи данных со специального вертолета-разведчика или передовых авиадиспетчеров на земле; однако такой вертолет еще только предстояло построить, а авионика и вооружение Ка-50 по-прежнему вызывали проблемы. Таким образом, никто не рискнул сворачивать программу Ми-28, было сокращено только финансирование. Несмотря на это, Ми-28 успешно прошел государственные приемочные испытания и доказал свою эффективность. Принимая во внимание эти положительные результаты, 14 декабря 1987 года Центральный комитет Коммунистической партии и Совет Министров издали распоряжение о запуске Ми-28 в производство на Ростовском вертолетном заводе.

В 1985 году ОКБ Миля приступило к постройке третьего опытного образца Ми-28, включающего все изменения, запрошенные заказчиком, и внесенные к тому времени обновления. В 1987 году обновленный вертолет получил обозначение Ми-28А (изделия 286). На нем были установлены усовершенствованные двигатели ТВ3-117ВМА мощностью 2225 л.с., оптимизированные для полетов на большой высоте; кроме того, он отличался улучшенной авионикой, переработанными глушителями выхлопных газов. На Ми-28А были представлены установленные на законцовках крыльев капсулы, в которых размещены дозаторы. В отчете НАТО название было Havoc-A.

Испытания Ми-28А начались в январе 1988 года. В 1989 году вертолет дебютировал на международной выставке на 38-м Парижском авиасалоне и на выставке вертолетов в Редхилле недалеко от Лондона. В том же году Ми-28 был официально представлен публике у себя на родине во время ежегодного показа в честь Дня авиации. В январе 1991 года к программе испытаний присоединился второй опытный самолет Ми-28А. В сентябре 1993 года вертолеты блестяще продемонстрировали свои характеристики и превосходство над Ка-50 в ходе армейских учений. Целесообразность двухместной компоновки стала очевидной для всех. В 1993 году, когда был завершен первый этап государственных испытаний, российские военные выпустили предварительную оценку, призывающую к изготовлению предсерийной партии. Вертолетное производственное объединение "Роствертол" начало подготовку к серийному производству, и в 1994 году за счет собственных средств предприятия началось строительство первого серийного Ми-28А.

Картинка из свободных источников.  Тот же вертолет конца 1990-х годов в новых цветах с изображением головы медведя на капотах двигателей. Обратите внимание на полную боевую нагрузку.
Картинка из свободных источников. Тот же вертолет конца 1990-х годов в новых цветах с изображением головы медведя на капотах двигателей. Обратите внимание на полную боевую нагрузку.
Картинка из свободных источников. Вид сверху на четвертый прототип
Картинка из свободных источников. Вид сверху на четвертый прототип

Ми-28А получил очень высокую оценку специалистов как внутри страны, так и за рубежом. Он полностью соответствовал требованиям своего назначения и по многим параметрам превосходил другие вертолеты своего класса; его управляемость и маневренность обеспечивали высокую степень живучести в бою "воздух-воздух". Вооруженные силы многих стран проявили интерес. Осенью 1990 года Ирак заказал этот тип и подписал соглашение с Россией о совместном производстве Ми-28Л; однако Первая война в Персидском заливе сорвала эти планы. Осенью 1995 года Министерство обороны Швеции включило Ми-28А и Boeing AH-64 Apache в шорт-лист тендера на новый боевой вертолет. Российская винтокрылая машина выполнила всю программу испытаний, включая боевые испытания оружия, и показала себя как ‘очень надежная и хорошо подходящая для полевых условий’; единственное требование, предъявленное к ней, касалось добавления систем, обеспечивающих работу в ночное время.

Тем временем летчики-испытатели ВВС России приступили к освоению Ми-28А. Однако работы продвигались медленными темпами из-за нехватки финансирования, а оборудование вертолета устаревало. Таким образом, новый генеральный конструктор Вайнберг решил (с согласия заказчика) отказаться от Ми-28А на завершающей стадии испытаний и сосредоточить все усилия на разработке версии Ми-28Н, пригодной для круглосуточных /всепогодных полетов, с принципиально новым комплексом интегрированной авионики пятого поколения. Ми-28Н рассматривается как российский ответ на появление AH-64D Apache Longbow, оснащенного установленным на мачте радаром.

Принимая во внимание, что базовая конструкция, вооружение и системы защиты Ми-28 полностью соответствуют современным требованиям, было решено разработать только новое авионическое оборудование, включающее современные электронные компоненты, и новый главный редуктор ВР-29. В начале 1993 года комиссия заказчика осмотрела макет и утвердила, после чего начались конструкторские работы по Ми-28Н.

Интегрированный комплекс авионики Ми-28Н должен был обеспечивать полет в ручном и автоматическом режимах с использованием картографической информации и трехмерного синтезированного изображения местности; обнаружение и идентификацию целей; согласованные действия с автоматическим распределением целей между вертолетами в группе; двусторонний обмен данными между вертолетами и воздушными или наземными командными пунктами. Он включал в себя стабилизированную систему наблюдения/целеуказания ВСО с оптическими, ИК- и телевизионными каналами; тепловизор пилота и лазерный дальномер; нашлемную систему целеуказания; систему представления данных с жидкокристаллическими цветными дисплеями; инерциальную и спутниковую навигационные системы, а также геомагнитную навигационную систему; комплекс связи. Радар позволяет вертолету вести поиск наземных и воздушных целей, прячась за препятствиями; он также выполняет задачи пилотирования и навигации. Дальность поражения пополнилась сверхзвуковыми ракетами класса "воздух-воздух" 9М39 "Игла" с инфракрасным самонаведением.

Картинка из свободных источников. Первый опытный образец Ми-28Н, способный летать в ночное время
Картинка из свободных источников. Первый опытный образец Ми-28Н, способный летать в ночное время

Продолжение следует…

Поддержите канал-поставьте лайк