В апреле 1986 года Ми-28 и В-80 прошли одновременные испытания на Гороховецком полигоне; Ми-28 вышел победителем, обнаружив и ‘уничтожив’ 25 целей из 25 и избежав обнаружения ‘противником’. Тем не менее, не дожидаясь завершения испытания, военные пришли к выводу, что Ка-50 "обладает большим потенциалом развития и влечет за собой меньшие затраты на создание и обслуживание". Чтобы повысить эффективность Ка-50, военные предложили целеуказание по каналу передачи данных со специального вертолета-разведчика или передовых авиадиспетчеров на земле; однако такой вертолет еще только предстояло построить, а авионика и вооружение Ка-50 по-прежнему вызывали проблемы. Таким образом, никто не рискнул сворачивать программу Ми-28, было сокращено только финансирование. Несмотря на это, Ми-28 успешно прошел государственные приемочные испытания и доказал свою эффективность. Принимая во внимание эти положительные результаты, 14 декабря 1987 года Центральный комитет Коммунистической партии и Совет Министров издали распоряжение о запуске Ми-28 в производство на Ростовском вертолетном заводе.
В 1985 году ОКБ Миля приступило к постройке третьего опытного образца Ми-28, включающего все изменения, запрошенные заказчиком, и внесенные к тому времени обновления. В 1987 году обновленный вертолет получил обозначение Ми-28А (изделия 286). На нем были установлены усовершенствованные двигатели ТВ3-117ВМА мощностью 2225 л.с., оптимизированные для полетов на большой высоте; кроме того, он отличался улучшенной авионикой, переработанными глушителями выхлопных газов. На Ми-28А были представлены установленные на законцовках крыльев капсулы, в которых размещены дозаторы. В отчете НАТО название было Havoc-A.
Испытания Ми-28А начались в январе 1988 года. В 1989 году вертолет дебютировал на международной выставке на 38-м Парижском авиасалоне и на выставке вертолетов в Редхилле недалеко от Лондона. В том же году Ми-28 был официально представлен публике у себя на родине во время ежегодного показа в честь Дня авиации. В январе 1991 года к программе испытаний присоединился второй опытный самолет Ми-28А. В сентябре 1993 года вертолеты блестяще продемонстрировали свои характеристики и превосходство над Ка-50 в ходе армейских учений. Целесообразность двухместной компоновки стала очевидной для всех. В 1993 году, когда был завершен первый этап государственных испытаний, российские военные выпустили предварительную оценку, призывающую к изготовлению предсерийной партии. Вертолетное производственное объединение "Роствертол" начало подготовку к серийному производству, и в 1994 году за счет собственных средств предприятия началось строительство первого серийного Ми-28А.
Ми-28А получил очень высокую оценку специалистов как внутри страны, так и за рубежом. Он полностью соответствовал требованиям своего назначения и по многим параметрам превосходил другие вертолеты своего класса; его управляемость и маневренность обеспечивали высокую степень живучести в бою "воздух-воздух". Вооруженные силы многих стран проявили интерес. Осенью 1990 года Ирак заказал этот тип и подписал соглашение с Россией о совместном производстве Ми-28Л; однако Первая война в Персидском заливе сорвала эти планы. Осенью 1995 года Министерство обороны Швеции включило Ми-28А и Boeing AH-64 Apache в шорт-лист тендера на новый боевой вертолет. Российская винтокрылая машина выполнила всю программу испытаний, включая боевые испытания оружия, и показала себя как ‘очень надежная и хорошо подходящая для полевых условий’; единственное требование, предъявленное к ней, касалось добавления систем, обеспечивающих работу в ночное время.
Тем временем летчики-испытатели ВВС России приступили к освоению Ми-28А. Однако работы продвигались медленными темпами из-за нехватки финансирования, а оборудование вертолета устаревало. Таким образом, новый генеральный конструктор Вайнберг решил (с согласия заказчика) отказаться от Ми-28А на завершающей стадии испытаний и сосредоточить все усилия на разработке версии Ми-28Н, пригодной для круглосуточных /всепогодных полетов, с принципиально новым комплексом интегрированной авионики пятого поколения. Ми-28Н рассматривается как российский ответ на появление AH-64D Apache Longbow, оснащенного установленным на мачте радаром.
Принимая во внимание, что базовая конструкция, вооружение и системы защиты Ми-28 полностью соответствуют современным требованиям, было решено разработать только новое авионическое оборудование, включающее современные электронные компоненты, и новый главный редуктор ВР-29. В начале 1993 года комиссия заказчика осмотрела макет и утвердила, после чего начались конструкторские работы по Ми-28Н.
Интегрированный комплекс авионики Ми-28Н должен был обеспечивать полет в ручном и автоматическом режимах с использованием картографической информации и трехмерного синтезированного изображения местности; обнаружение и идентификацию целей; согласованные действия с автоматическим распределением целей между вертолетами в группе; двусторонний обмен данными между вертолетами и воздушными или наземными командными пунктами. Он включал в себя стабилизированную систему наблюдения/целеуказания ВСО с оптическими, ИК- и телевизионными каналами; тепловизор пилота и лазерный дальномер; нашлемную систему целеуказания; систему представления данных с жидкокристаллическими цветными дисплеями; инерциальную и спутниковую навигационные системы, а также геомагнитную навигационную систему; комплекс связи. Радар позволяет вертолету вести поиск наземных и воздушных целей, прячась за препятствиями; он также выполняет задачи пилотирования и навигации. Дальность поражения пополнилась сверхзвуковыми ракетами класса "воздух-воздух" 9М39 "Игла" с инфракрасным самонаведением.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк