Найти тему
ИТП "Град"

Градостроительство Древнего мира. Древний Рим

Мы уже затрагивали тему градостроительства в эпоху Древнего мира на примере греческой и египетской цивилизаций. Сегодня поговорим о римской - историю Древнего Рима традиционно принято на три составных периодов:

  1. VIII-VI века до нашей эры - история этрусков и древнейший (Царский) период истории Рима и Италии.
  2. 509-30 года до нашей эры - эпоха Римской республики.
  3. 30 год до нашей эры - 476 год нашей эры - эпоха Римской империи.

1. Царский период истории Рима


В царском периоде Рима стоит выделить племя этрусков, которые жили на северо-западе Италии. Границы будущего города у этрусков намечались бороздой, которую вспахивали плугом, запряжённым коровой или быком. На местах, отведённых для городских ворот, плуг подымался и борозда прерывалась, оставляя землю нетронутой, при этом количество ворот по традиции не могло быть меньше трёх. По контуру борозды рылся ров, земля из которого использовалась в качестве основания для городских стен. Города обносились мощными каменными стенами около 3 метров толщиной, с башнями и зубцами. Этруски первыми в европейской архитектуре использовали крепостные ворота в виде арки.

Этруская арка
Этруская арка

Ещё до V веке до нашей эры в этрусское градостроительство проникли элементы регулярности. В основе планировки этрусских городов лежало использование двух взаимно перпендикулярных улиц-осей, составлявших крест или Т-образное пересечение (с севера на юг и с запада на восток). Эта традиция проложения двух взаимно перпендикулярных осей с определением центра их пересечения, служила приёмом магического освящения пространства. План одного такого этрусского города V века до нашей эры, открытый археологами города Миза около современного города Морцаботто, представлял собой прямоугольник, состоящий из пересечения параллельных мощённых улиц, образующих регулярные кварталы. Однако в отличие от греческих городов, этрусские города выделяются высокой культурой технического оснащения улиц. Так, например, улицы города Мизы достигали ширины до 15 метров, имели мощение, приподнятые тротуары, камни-переходы улиц во время дождя, каналы для водостоков. Все эти элементы уличного благоустройства были сделаны из камня. В последующем римляне переняли регулярное градостроительство вместе с высоким благоустройством улиц.

План эструсского города Морцаботто
План эструсского города Морцаботто

Жилые постройки этрусков возводились также на каменном основании из дерева и сырцового кирпича, поэтому от их построек мало что сохранилось. Для увеличения количества территорий пригодных для земледелия этруски проводили большие работы по осушению плодородных низин и проведению каналов. На завоёванных территориях они возводили колониальные поселения, объединённые в федерации. Также этруски строили прекрасные мощёные дороги с каменными арочными мостами.


2. Эпоха Римской республики

В эпоху ранней республики Рим не выходил за пределы стен Сервия Тулия, которые были построены как раз таки в царскую эпоху вместе с форумом Романум (общественный центр-площадь), который возник в долине между холмами Капитолием и Палатином, что стало возможным после того, как эту территорию осушили путём прокладки древнейшего гидротехнического сооружения Рима - клоаки Максима. В это же время форум замостили, тогда же был сооружён по этрусскому образцу и первый храм - храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии, пышно украшенный терракотовыми рельефами и скульптурами. Однако в дальнейшем завоевательная политика Рима постепенно превращала Рим из города-полиса в столицу огромной Римской империи.


В процессе постоянных войн, проводившихся Римской республикой, сложилась система сухопутных дорог, а также приёмы их мощения. Так, например, Апиева дорога, имела плотное основание из затвердевшей массы типа грубого бетона и верхнего мощения полигональными плитами из окаменевшей лавы.

Такую же структуру имели и другие римские дороги, мощение в которых производилось из местных пород камня. Если дорога пересекала реки или длины, римляне строили мосты. Вдоль дорог стояли дорожные столбы - миллиарии, причём точкой отсчёта служил столб на Капитолийском холме в Риме. Таким образом, все дороги Римской империи вели к Риму.

В связи с основанием большого числа городов-колоний, межевания границ земельных владений-латифундий, в римском государстве существовала профессия землемера. Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города, от которого определялись направления двух главных улиц: "кардо" (северо-южного направления) и "декуманус максимус" (западно-восточного направления). Однако позднее эта строгая ориентация главных улиц по сторонам света стала нарушаться. После определения главных улиц параллельно им проводились улицы второстепенного назначения. Ширина улиц также регламентировалась - так, во времена императора Августа ширина "декуману максимус" определялась в 40 футов (12 метров), "кардо" в 20 футов (6 метров), второстепенных улиц в 12 футов (4 метра).

Главный перекрёсток города (тетранс) часто отмечался специальным сооружением - тетрапилом, представлявшим собой кубическое здание со сквозными проездами, иногда тетрапил заменялся четырмя монументальными столбами. Въезда в город, особенно главные, были отмечены триумфальными арками или архитектурно оформленными городскими воротами. Размеры городских территорий были различными, однако для римских колоний существовали определённые "стандарты". Так города Италии, за исключением Рима, не превышали обычно 14,7 гектаров.


3. Эпоха Римской империи

В Ι-ΙΙΙ веках нашей Римское государство представляло собой огромную империю, центром которой был Рим - самый большой, красивый и благоустроенный город античности, с населением в 1-1,5 миллиона человек Во главе государства стоял император, носивший титул «божественный» («Август»), поэтому перед искусством и архитектурой встала задача прославления императора и возвеличивание его власти.

При Августе начался расцвет строительства в Риме. В это время были застроены главные холмы Рима - Капитолийский (на нём были воздвигнуты храмы Юпитера и Апполона) и Палатинский (на нём разместился дворец Августа с садами).

Палатинский холм
Палатинский холм

Большое внимание было уделено форуму Романуму, расположенному у подножия холмов - старые постройки были починены, возведено несколько храмов, продолжено мощение. В результате форум Романум превратился в прекраный архитектурный ансамбль. Одновременно с реконструкцией старого форума, Август возвёл новый форум, получивший его имя. Форум Августа представлял собой площадь около 50x100 метров, окружённое колоннадой и экседрами. В конце форума, согласно римской традиции, размещался храм. Форум имел прекрасное мраморное покрытие, напоминавшее полы в общественных зданиях. В декоративном убранстве форума использовались самые дорогие породы камня и бронза. Форум был окружён высокими 30-метровыми стенами, которые изолировали его от всего остального города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство, характерное для императорского Рима. В отличие от форума Романума на форуме Августа не проходили многолюдные собрания, тишина и покой господствовали на нём, сюда допускались далеко не все жители Рима.

После смерти Августа особых градостроительных проектов в городе не было осуществлено. Лишь в 75-80 годах нашей эры был возведён крупнейший амфитеатр того времени - Колизей, размерами 188x144 метров, рассчитанный на 50 000 жителей. Градостроительное значения Колизея было огромным - до этого трудно было сказать, какое из сооружений Рима было главным с объёмно-пространственной точки зрения. Колизей стал именно таковым - его огромная чаша высотой 48,5 метров превышала соседние холмы (высотой около 36 метров), заняла центрирующее положение в городе и превратилась в своеобразное статическое ядро. Колизей находился на одной композиционной оси, проходившей через форум Романум. Вскоре на этом направлении была воздвигнута арка Тита, ставшая связующим звеном между Колизеем и форумом.

Колизей
Колизей

Последней крупной градостроительной работой в столице империи стал мавзолей императора Адриана, построенный в 130-е годы. Это был массивный, круглый в плане объём диаметром 64 метра, покоящийся на высоком цоколе и увенчанный конусообразным завершением. К мавзолею, расположенному на правом берегу реки Тибр, с Марсова поля вёл мост, украшенный статуями. В средние века мавзолей был превращен в замок святого Ангела.

В целом, начиная со II века Рим мало изменился в градостроительном плане. Из очень крупных капитальных работ следует назвать лишь строительство городских крепостных стен, которое было предпринято с целью защитить город от угрозы вторжения варваров. Новое кольцо укреплений диаметром около 4 км было построено при императоре Аврелиане в 273 году Аврелиановы стены были построены по всем правилам крепостной архитектуры того времени. Они имели высоту 10-15 метров и толщину 1,2 метра.

Аврелиановы стены
Аврелиановы стены

Построенные из римского бетона и кирпича стены со стороны города имели контрфорсы, перекрытые арками, на которые опирался верхний проход. Это создавало протяжённый, тянувшийся на многие километры ритмический архитектурный мотив, объединявший периферийные разрозненные постройки города. Однако строительство стен не предотвратило разрушение города в V в. вестготами (410 год), вандалами (455 год) и германцами (476 год). Этими событиями условно оканчивается история античного Рима.

(Медиафайлы взяты из открытых источников Google)