Найти тему
Наталья Баева

Приятный век, уютный век

Это девятнадцатый-то?!

Но восприятие прошлого тоже подчиняется логике. Так устроена человеческая память, что плохое вытесняется. Невозможно жить болью за предков. А вот гордиться победами предков - нормально. Умиляться неспешностью жизни, простотой нравов и востребованностью искусства - нормально. И обнаруживать, что у рукотворных вещей из антикварного магазина "есть душа" - тоже в порядке вещей.

Коллективная память сохраняет предания о легендарных характерах и... анекдоты. Случаи, не обязательно смешные, но непременно с неожиданной развязкой.

Так что же, казалось бы, проще? Собери анекдоты в единый сюжет, придумай (или найди в истории) главного героя - вот тебе и повесть, а то и целый роман! Такое произведение не будет историческим? А что, в конце концов, интереснее? "Производительные силы и производственные отношения" - или приключения, мысли и чувства людей, живших до нас?

Маковский. Повар и кухарка
Маковский. Повар и кухарка

По такому пути пошёл Леонид Соловьёв, создавая свою "Повесть о Ходже Насреддине", и точно так же поступил наш современник Сергей Олюнин, создавая повесть "Письма путешественника по казённой надобности".

Интерес к истории далеко не случаен. Сергей Ростиславович, скульптор и сын скульптора, создатель исторической миниатюры и единственного в своём роде музея "Имена и эпохи" в Москве, просто вынужден был знакомиться с историей, которой не найдёшь в школьных учебниках: одеждой, подробностями повседневной жизни, особенностями быта и нравов населения Российской империи. Не столь уж многочисленного - но невероятно многообразного.

Рассказ о музее здесь:

Итак, в девятнадцатом веке, "то ли в начале его, то ли в середине, а может, и в конце", едет по Сибирскому тракту молодой человек, служащий бог весть в каком департаменте. И на каждой остановке он пишет письма любезной Лизаньке обо всём, что по его мнению заслуживает внимания. Разрозненные, но весьма любопытные заметки о столь любезном ему Отечестве.

-2

Хотите узнать, каково путешествовать в таких саночках? На перинах, застеленных сверху рогожей, и накрывшись сверху медвежьей полостью. При этом один бок угнетают самовар и жаровня, а другой - замороженный борщ и прочий припас. Тот, кто решается бросить вызов сибирскому морозу, должен упаковаться так предусмотрительно, даже если едет всего - навсего вёрст за тридцать. Потому что невозможно предугадать, не начнётся ли метель, не придётся ли заночевать... где придётся. Может статься, что и на почтовой станции не отогреешься: не топлено, и двери настежь. В чём дело?!

- Кофейного француза вымораживаем!

Оказывается, избавляются от тараканов. А почему "француз"?

- Так ведь числом не считан, усами богат, силой его не перебьёшь. Только морозом.

Пётр Грузинский. На постоялом дворе
Пётр Грузинский. На постоялом дворе

Благовещенск, Томск, Иркутск... Порой чувствуешь себя "в картине живописца, пребывающего в отчаянии от невыносимости существования". Да и в каком российском городе вы не рискуете "угрузнуть в миргородской луже"? Однако же, не случайно человеку даны два глаза: один на худое, другой же - на доброе. Чтобы без конца возмущаться, или напротив только восхищаться, надо окриветь. Но общество у нас предпочитает писателей именно "окривевших"...

А разве не восхитительны люди? Чего стоят хотя бы беглецы с каторги. Да, население их подкармливает, не веря в справедливость суда, но все знают: в разговоры лучше не вступать, о себе не рассказывать. Потому что беглецу нужны документы, или хоть какая легенда. Может назваться твоим именем. А может и пристукнуть ради "пачпорта", да ещё и запасти несколько паспортов, лишние продать. Обнаружили, что одному, согласно документам, двести пятьдесят лет от роду! Оказалось, "тугамент" двести лет переходил из рук в руки.

Дамы - бомбистки - это отдельный разговор. Необыкновенны, конечно, но их логика непостижима.

Николай Касаткин Карийская трагедия.
Николай Касаткин Карийская трагедия.

А "одичавшие грамотеи" из Омска, а кукольники-петрушечники из Екатеринбурга?

Леонид Соломатин. Петрушка
Леонид Соломатин. Петрушка

А курский купец, который обожал свою жену, но ни разу ей об этом не сказал: полагал нежные слова ниже своего достоинства! И лишь когда умер, вдова стала получать от него письма с того света с объяснениями в любви. Мистика? Да, если народная молва не приукрасила.

Кустодиев. За чаем
Кустодиев. За чаем

Но вот рассказ о Параше Луполовой, прозванной Сибирячкой, не приукрасишь. Девушка проделала бесконечный путь пешком в столицу, чтобы просить у государя милости для сосланного отца. О ней даже оперу поставили!

-7

В пути так хорошо думается, вспоминаются события прошлого. И недавнего, и уже готового стать легендой. Вот хорошо ли притворяться-прикидываться глупее, чем ты есть? А ведь именно такая хитрость позволила Елизавете Петровне достичь престола. "Уберёг её от удавления притворно-невеликий ум".

Но если есть попутчики - не получится поразмыслить. Спутники в путешествии бывают двух родов: сычи и воробьи. Сыч сидит молча, так что невозможно отделаться от мыслей, что именно он о тебе думает, почему молчит? Может, что-то замышляет? А воробей напротив, чирикает и чирикает о себе, о своей родне, соседях, о знакомых и полузнакомых. И зачем тебе все эти сведения?

Стоит записать и то, чему сам свидетелем не был, но свидетели живы. Историю Толстого-Американца, например.

Адмирал Крузенштерн готов был подумать, что взял на корабль самого чёрта. А ведь ему рекомендовали Фёдора Ивановича Толстого как человека благовоспитанного, а главное - занятого своим делом: художник!

-8

"Художества" начались с первого же дня: то подвыпившего священника припечатает за бороду к мачте казённой печатью, то притащит на корабль "нового друга" - дикарского вождя, то вдруг весь разрисовался татуировками, дабы по возвращении в Петербург удивлять свет своими "телесными картинами"... Наконец, "подружился" с рыжей обезьяной.

-9

И сам научил её заливать бумагу чернилами. Так что обезьяна усердно, страницу за страницей залила записки Крузенштерна. Лопнуло ангельское терпение адмирала, ссадил он шалуна вместе с обезьяной на камчатский берег. Далее слухи разнятся: то ли съел Толстой свою рыжую приятельницу, то ли женился на ней, а только в столицу добрался один. Своим ходом. "В Камчатку сослан был, вернулся алеутом, и крепко на руку не чист!"

Да как же он вообще попал в экспедицию?! Оказывается, художник Фёдор Толстой должен был ехать сам, но в последний момент подменил себя своим двоюродным братом! Подмену не вдруг обнаружили, ведь брат - тоже Фёдор, и фамилия у них одна. Зачем подменил?! Да просто этому озорнику за особо крупное озорство грозил суд и разжалование - вот и помог бежать.

Есть, есть над чем посмеяться в нашей истории, да только почитаешь иного историка - выходит, что правители наши - кто глуповат, кто трусоват, кто пьяноват, кто простоват, а все вместе - сущее посмешище. Хочется спросить, как же мы с этими буффонами все грозные годы пережили? Не всякая глава нашей истории достойна похвалы, но ведь всё, что было и есть славного, "свободным умам" неинтересно, ибо не даёт повода для протухшей язвительности. Язвительность - самоцель!

"Нестерпимо мне поношение любезного мне человека, и того более нестерпимо поношение любезного Отечества".

Если такая книга и не может стать учебником истории, то дополнение к учебнику просто великолепное. Воочию убеждаешься, что люди позапрошлого столетия - не "типичные представители", не свято-юродивые "богоносцы", не памятники, готовые отлиться в бронзу.

Они - ЛЮДИ. Живые и настоящие.