Найти тему

Дети с РАС теперь будут учиться в обычных общеобразовательных школах. Чем это чревато для обычных детей?

Оглавление

С января 2025 года начнут действовать новые клинические рекомендации Минздрава по лечению детей с аутизмом:

  • в числе рекомендованных методов терапии указаны современные проверенные подходы для развития моторики, речи, письменных навыков, коррекции поведения, среди которых особое место занимает специализированная / адаптивная физическая культура
  • дополнен и список специалистов, которые должны обследовать детей для выявления диагноза аутизм и назначения эффективной коррекции.

🔸 Если интересно узнать об этом 👆 подробнее,
то в конце будет ссылка на статью, описывающую нововведения 👇

Нужно понимать, что детям с аутизмом важно помочь адаптироваться в обществе и развивать для них инклюзивное образование.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей:
- включены в общую систему образования,
- обучаются по месту жительства вместе со своими нормотипичными сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах.

Такой опыт инклюзивного образования детей с РАС был начат с 2006 года

  • сначала в средней общеобразовательной школе № 169 Московского института открытого образования г. Москвы
  • затем адаптация модели была продолжена в московской средней общеобразовательной школе № 1206
  • потом апробация продолжилась в нескольких общеобразовательных школах города Томск

🤓 В этой статье РАССКАЖУ о том:

- как всё это было организовано в Москве и Томске
- и каковы результаты апробаций такого образования

🤔 А вы сможете понять и решить

на сколько будет комфортно Вашему малышу учиться в одном классе в ребёнком, имеющим РАС.

Татьяна Соломатина, зампред Комитета Госдумы по охране здоровья.
Татьяна Соломатина, зампред Комитета Госдумы по охране здоровья.

Недавно на рассмотрение в госдуме
эту тему вынесла зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина.

"Сегодня важно расширять возможности инклюзивного образования для детей с аутистическими расстройствами, и в том числе открывать для них специальные классы в обычных школах.
Это дети, которые не терпят шума, резких звуков, окриков, беготни, к ним нужен особый подход. И учителей надо готовить к этому»

Эффективность же инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) во многом зависит от того, насколько грамотно организована образовательная среда в школе.

🧐 Для достижения результатов, предусмотренных стандартами, учебное заведение должно:

  • создать адаптированную образовательную программу
  • применять такие методы и технологии обучения, которые максимально учитывают индивидуальные образовательные потребности учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
  • организовать работу целой команды специалистов различных профилей
  • адаптировать учебный процесс под особенности чуть ли ни каждого ученика.
  • грамотно включить в образовательный процесс родителей

Все дети с РАС требуют создания специальных образовательных условий

Здесь степень необходимой помощи может значительно различаться в зависимости от степени выраженности симптомов у конкретного ребенка, что не всегда соотносится с его формальным уровнем интеллекта.

-3

Например, ребенок с аутизмом может иметь высокий интеллект, но при этом сталкиваться с значительными нарушениями в поведении и недостатком коммуникативных навыков.

Препятствия могут быть вызваны не только эмоциональными вспышками, которые мешают учителю проводить урок, но и тем, что ребенок с РАС может быть поглощен стереотипными увлечениями и действиями, что затрудняет его участие в учебном процессе.

🔸Нарушения ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ у детей с РАС отличаются от тех, что наблюдаются при задержке психического развития (ЗПР) и умственной отсталости.

🔸КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ детей с РАС имеет свои уникальные особенности и сложную структуру, при этом часто встречается наличие отдельных "островков" избирательных способностей.

Российскими учёными разработана классификация

для определения формы и содержания обучения ребенка с РАС

Здесь кроме уровня интеллектуального развития, важно учитывать уровень эмоционально-волевого развития, достигнутый ребенком к началу школьного обучения.

Четыре выделенные группы детей различаются не только по степени тяжести аутизма, но и по уровням дезадаптации, которые определяют их способность взаимодействовать с окружающей средой. Классификация детей с РАС по характеристикам аффективной регуляции взаимодействия позволяет нам эффективно организовать систему коррекционно-развивающей помощи для каждого конкретного ребенка. Это способствует более целенаправленной организации его образовательной среды на начальном этапе обучения и помогает определить дальнейшие пути ее развития.

Дети 1ой группы с РАС
самая тяжелая форма нарушения аффективного развития

Они не смогут сразу адаптироваться даже в классе с малым числом учащихся без предварительного и достаточно продолжительного этапа индивидуальных занятий. Здесь наиболее актуальна задача получения опыта комфортного общения со взрослым.

Если ребенок пока не умеет выстраивать отношения со взрослыми и доверять им, то любые запреты и наказания окажутся не только бесполезными, но и могут сформировать устойчивые страхи. А эти страхи в дальнейшем могут негативно сказаться на его адаптации в школьной среде и социуме в целом.

Для детей же 2, 3, и 4 группы с ярко выраженными проблемами в поведении

более адекватным является начальное обучение
- в малокомплектных классах (5-6 человек)
- по специальным программа обучение с постепенным индивидуальным переходом на общеобразовательные методики и принципы

Специалисты утверждают, что лишь малая часть детей с РАС, относящиеся к 4ой группе, готовы к тому, чтобы начать обучение сразу в инклюзивном классе общеобразовательной школы

Апробация МОДЕЛИ в Москве и Томске

  • С 2006 года первые модели такого образования внедрялись в школе № 169 Московского института открытого образования.
  • Затем адаптация этой модели была продолжена в московской средней общеобразовательной школе № 1206.
  • В 2016 году был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, который впервые открыл двери для обучения всех ребят с РАС. Показательными здесь стали классы для детей с РАС, образованные в общеобразовательных школах города Томск.

Коррекционно-развивающая программа

  • была создана как комплексное психолого-педагогическое воздействие, учитывающее закономерности онтогенеза и морфологические особенности ЦНС детей с РАС
  • для занятий были выбраны методы и методики, разработанные российскими специалистами в области психологии, логопедии, дефектологии и нейропсихологии, с адаптацией для учащихся с РАС

Первый класс - адаптационный этап

Обучение в первом классе проходило в небольшом классе, где обучались всего шесть человек.

На данном этапе традиционные формы работы на уроке часто оказываются неэффективными из-за недостаточно сформированного учебного поведения и мотивации учащихся.

Использовались параллельно 2 формы образовательного подхода.

🔸 Групповые занятия (уроки, дополнительные занятия, коррекционно-развивающие подгрупповые занятий, участие в проектах), где принимали участие все ученики.

🔸Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (дефектологические, логопедические, нейропсихологические, ИКТ), где объем и содержание помощи для каждого ученика определялись в зависимости от степени и характера его нарушений.

Такие занятия в этот период помогают не только исправить нарушения в развитии, но и предотвратить отставание учеников от учебной программы.

Второй класс - диагностический этап

В дополнение к формациям обучения, использованным на начальном этапе, были введены новые методы.

🔸Занятия по отдельным предметам совместно с нормально развивающимися сверстниками, с обязательным участием тьютора.

Чаще всего такие занятия проходили по физкультуре, изобразительному искусству, музыке, технологиям, окружающему миру и литературному чтению.

На данном этапе более подробно определялись:

  • как актуальный, так и потенциальный образовательный уровень каждого ребенка
  • возможности для проведения дальнейшего обучения по программам общеобразовательной школы

Третий класс - основной этап

По итогам обучения и аттестации по окончании 2го класса в начале учебного года на психолого-педагогическом консилиуме принималось решение о дальнейшем образовательном пути каждого ребенка после завершения третьего класса.

🔸Добавляется работа с семьей в виде регулярного приведения индивидуальных и групповых консультации родителей и других членов семьи с семейным психологом. Согласованные действия команды педагогов и семьи являются важнейшим условием обучения детей с РАС.

Согласно принятому решению, в течение третьего года осуществлялась подготовка каждого ребенка к переходу в четвертый класс, включая разработку и организацию психолого-педагогического сопровождения, а также выбор образовательного учреждения и формы обучения.

Четвёртый класс - заключительный этап

Дети с РАС, продолжившие обучение в четвертом классе общеобразовательной школы, проходили обучение в условиях полной инклюзии.

Конечно, они оставались в тех же классах, где ранее посещали отдельные занятия. Это способствовало более плавному переходу, поскольку к началу инклюзивного обучения ученики уже имели представление о классном руководителе и некоторым сверстникам.

В этот период учебный процесс был сосредоточен на подготовке к переходу в среднюю школу.

-6

РЕЗУЛЬТАТЫ реализации программы

Опыт показал, что все дети с РАС способны продолжать обучение в инклюзивном классе, даже если до этого они проходили обучение в малокомплектном коррекционном классе:

  • часть детей после третьего класса перешла на обучение в обычный класс с полной инклюзией (интеграцией в обычную образовательную среду)
  • только некоторым предлагалось продолжить обучение в специализированных учреждениях (надомное и дистанционное обучение, коррекционные школы для детей с серьезными речевыми или интеллектуальными нарушениями)

А как бы вы отнеслись к тому, что в классе вместе с вашим ребёнком будут учится 1 или 2 ребёнка с РАС, прошедших предварительные этапы программы, описанной выше?

❓А может вы прошли и увидели результаты этой программы на своём ребёнке?
ПОДЕЛИТЕСЬ, пожалуйста результатами в комментариях 👇

-7