С января 2025 года начнут действовать новые клинические рекомендации Минздрава по лечению детей с аутизмом:
- в числе рекомендованных методов терапии указаны современные проверенные подходы для развития моторики, речи, письменных навыков, коррекции поведения, среди которых особое место занимает специализированная / адаптивная физическая культура
- дополнен и список специалистов, которые должны обследовать детей для выявления диагноза аутизм и назначения эффективной коррекции.
🔸 Если интересно узнать об этом 👆 подробнее,
то в конце будет ссылка на статью, описывающую нововведения 👇
Нужно понимать, что детям с аутизмом важно помочь адаптироваться в обществе и развивать для них инклюзивное образование.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей:
- включены в общую систему образования,
- обучаются по месту жительства вместе со своими нормотипичными сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах.
Такой опыт инклюзивного образования детей с РАС был начат с 2006 года
- сначала в средней общеобразовательной школе № 169 Московского института открытого образования г. Москвы
- затем адаптация модели была продолжена в московской средней общеобразовательной школе № 1206
- потом апробация продолжилась в нескольких общеобразовательных школах города Томск
🤓 В этой статье РАССКАЖУ о том:
- как всё это было организовано в Москве и Томске
- и каковы результаты апробаций такого образования
🤔 А вы сможете понять и решить
на сколько будет комфортно Вашему малышу учиться в одном классе в ребёнком, имеющим РАС.
Недавно на рассмотрение в госдуме
эту тему вынесла зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина.
"Сегодня важно расширять возможности инклюзивного образования для детей с аутистическими расстройствами, и в том числе открывать для них специальные классы в обычных школах.
Это дети, которые не терпят шума, резких звуков, окриков, беготни, к ним нужен особый подход. И учителей надо готовить к этому»
Эффективность же инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) во многом зависит от того, насколько грамотно организована образовательная среда в школе.
🧐 Для достижения результатов, предусмотренных стандартами, учебное заведение должно:
- создать адаптированную образовательную программу
- применять такие методы и технологии обучения, которые максимально учитывают индивидуальные образовательные потребности учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- организовать работу целой команды специалистов различных профилей
- адаптировать учебный процесс под особенности чуть ли ни каждого ученика.
- грамотно включить в образовательный процесс родителей
Все дети с РАС требуют создания специальных образовательных условий
Здесь степень необходимой помощи может значительно различаться в зависимости от степени выраженности симптомов у конкретного ребенка, что не всегда соотносится с его формальным уровнем интеллекта.
Например, ребенок с аутизмом может иметь высокий интеллект, но при этом сталкиваться с значительными нарушениями в поведении и недостатком коммуникативных навыков.
Препятствия могут быть вызваны не только эмоциональными вспышками, которые мешают учителю проводить урок, но и тем, что ребенок с РАС может быть поглощен стереотипными увлечениями и действиями, что затрудняет его участие в учебном процессе.
🔸Нарушения ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ у детей с РАС отличаются от тех, что наблюдаются при задержке психического развития (ЗПР) и умственной отсталости.
🔸КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ детей с РАС имеет свои уникальные особенности и сложную структуру, при этом часто встречается наличие отдельных "островков" избирательных способностей.
Российскими учёными разработана классификация
для определения формы и содержания обучения ребенка с РАС
Здесь кроме уровня интеллектуального развития, важно учитывать уровень эмоционально-волевого развития, достигнутый ребенком к началу школьного обучения.
Четыре выделенные группы детей различаются не только по степени тяжести аутизма, но и по уровням дезадаптации, которые определяют их способность взаимодействовать с окружающей средой. Классификация детей с РАС по характеристикам аффективной регуляции взаимодействия позволяет нам эффективно организовать систему коррекционно-развивающей помощи для каждого конкретного ребенка. Это способствует более целенаправленной организации его образовательной среды на начальном этапе обучения и помогает определить дальнейшие пути ее развития.
Дети 1ой группы с РАС
самая тяжелая форма нарушения аффективного развития
Они не смогут сразу адаптироваться даже в классе с малым числом учащихся без предварительного и достаточно продолжительного этапа индивидуальных занятий. Здесь наиболее актуальна задача получения опыта комфортного общения со взрослым.
Если ребенок пока не умеет выстраивать отношения со взрослыми и доверять им, то любые запреты и наказания окажутся не только бесполезными, но и могут сформировать устойчивые страхи. А эти страхи в дальнейшем могут негативно сказаться на его адаптации в школьной среде и социуме в целом.
Для детей же 2, 3, и 4 группы с ярко выраженными проблемами в поведении
более адекватным является начальное обучение
- в малокомплектных классах (5-6 человек)
- по специальным программа обучение с постепенным индивидуальным переходом на общеобразовательные методики и принципы
Специалисты утверждают, что лишь малая часть детей с РАС, относящиеся к 4ой группе, готовы к тому, чтобы начать обучение сразу в инклюзивном классе общеобразовательной школы
Апробация МОДЕЛИ в Москве и Томске
- С 2006 года первые модели такого образования внедрялись в школе № 169 Московского института открытого образования.
- Затем адаптация этой модели была продолжена в московской средней общеобразовательной школе № 1206.
- В 2016 году был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, который впервые открыл двери для обучения всех ребят с РАС. Показательными здесь стали классы для детей с РАС, образованные в общеобразовательных школах города Томск.
Коррекционно-развивающая программа
- была создана как комплексное психолого-педагогическое воздействие, учитывающее закономерности онтогенеза и морфологические особенности ЦНС детей с РАС
- для занятий были выбраны методы и методики, разработанные российскими специалистами в области психологии, логопедии, дефектологии и нейропсихологии, с адаптацией для учащихся с РАС
Первый класс - адаптационный этап
Обучение в первом классе проходило в небольшом классе, где обучались всего шесть человек.
На данном этапе традиционные формы работы на уроке часто оказываются неэффективными из-за недостаточно сформированного учебного поведения и мотивации учащихся.
Использовались параллельно 2 формы образовательного подхода.
🔸 Групповые занятия (уроки, дополнительные занятия, коррекционно-развивающие подгрупповые занятий, участие в проектах), где принимали участие все ученики.
🔸Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (дефектологические, логопедические, нейропсихологические, ИКТ), где объем и содержание помощи для каждого ученика определялись в зависимости от степени и характера его нарушений.
Такие занятия в этот период помогают не только исправить нарушения в развитии, но и предотвратить отставание учеников от учебной программы.
Второй класс - диагностический этап
В дополнение к формациям обучения, использованным на начальном этапе, были введены новые методы.
🔸Занятия по отдельным предметам совместно с нормально развивающимися сверстниками, с обязательным участием тьютора.
Чаще всего такие занятия проходили по физкультуре, изобразительному искусству, музыке, технологиям, окружающему миру и литературному чтению.
На данном этапе более подробно определялись:
- как актуальный, так и потенциальный образовательный уровень каждого ребенка
- возможности для проведения дальнейшего обучения по программам общеобразовательной школы
Третий класс - основной этап
По итогам обучения и аттестации по окончании 2го класса в начале учебного года на психолого-педагогическом консилиуме принималось решение о дальнейшем образовательном пути каждого ребенка после завершения третьего класса.
🔸Добавляется работа с семьей в виде регулярного приведения индивидуальных и групповых консультации родителей и других членов семьи с семейным психологом. Согласованные действия команды педагогов и семьи являются важнейшим условием обучения детей с РАС.
Согласно принятому решению, в течение третьего года осуществлялась подготовка каждого ребенка к переходу в четвертый класс, включая разработку и организацию психолого-педагогического сопровождения, а также выбор образовательного учреждения и формы обучения.
Четвёртый класс - заключительный этап
Дети с РАС, продолжившие обучение в четвертом классе общеобразовательной школы, проходили обучение в условиях полной инклюзии.
Конечно, они оставались в тех же классах, где ранее посещали отдельные занятия. Это способствовало более плавному переходу, поскольку к началу инклюзивного обучения ученики уже имели представление о классном руководителе и некоторым сверстникам.
В этот период учебный процесс был сосредоточен на подготовке к переходу в среднюю школу.
РЕЗУЛЬТАТЫ реализации программы
Опыт показал, что все дети с РАС способны продолжать обучение в инклюзивном классе, даже если до этого они проходили обучение в малокомплектном коррекционном классе:
- часть детей после третьего класса перешла на обучение в обычный класс с полной инклюзией (интеграцией в обычную образовательную среду)
- только некоторым предлагалось продолжить обучение в специализированных учреждениях (надомное и дистанционное обучение, коррекционные школы для детей с серьезными речевыми или интеллектуальными нарушениями)
❓А как бы вы отнеслись к тому, что в классе вместе с вашим ребёнком будут учится 1 или 2 ребёнка с РАС, прошедших предварительные этапы программы, описанной выше?
❓А может вы прошли и увидели результаты этой программы на своём ребёнке?
ПОДЕЛИТЕСЬ, пожалуйста результатами в комментариях 👇