Продвижение сайта начинается со сбора семантического ядра. После того как ядро собрано, возникают вопросы: как распределить ключевые слова по страницам сайта? Как не запутаться и избежать повторов? Ответы на них даст кластеризация семантического ядра.
Кластеризация семантического ядра сайта — это процесс разбиения общего списка ключевых слов семантического ядра на группы (кластеры) по смыслу и контексту. Кластеризация ключевых фраз и слов делается на основе выдачи поисковых систем. Группируются ключевые слова, имеющие похожие выдачи. Каждому кластеру назначается отдельная страница сайта, которую оптимизируют под набор поисковых запросов.
Преимущества кластеризации
- Кластеризация ключевых фраз позволяет избежать ошибок в продвижении. Когда все разложено по полочкам, снижается вероятность упущения ключевых слов и возникновения ситуаций, когда на одну ключевую фразу будут отвечать несколько страниц на сайте.
- Повышение релевантности страниц. Чем больше поисковых запросов удовлетворяет страница сайта, тем выше ее релевантность и позиция в поисковой выдаче.
- Выявление структуры сайта. Если структуры сайта нет или она размыта, кластеризация поисковых запросов выявит ее. Набор кластеров — это и есть список страниц сайта. Исходя из набора ключей группы станет понятно, какой контент нужен для каждой страницы.
Что необходимо учитывать
Грамотная кластеризация ключевых фраз всегда учитывает тип страниц. Запросы бывают коммерческие и информационные. Например, запросы «купить смартфон» и «смартфон» на первый взгляд похожи, но анализ показывает существенное отличие: в первом случае пользователь ищет интернет-магазин, во втором — информационную статью об электронных сигаретах. Не рекомендуется включать их в один кластер, потому что под них предполагается разный контент. Если вы попытаетесь продвигать по ним одну страницу, скорее всего успех будет иметь только один запрос.
Методы и алгоритмы кластеризации
Кластеризация семантики происходит следующим образом: берется основной ключ, к нему привязываются остальные. Сравниваются их выдачи в поисковиках. Ключи, имеющие в выдачах несколько одинаковых URL, объединяют в один кластер. Различают следующие методы кластеризации — hard и soft.
Чем отличается кластеризация методами hard и soft
В методе софт основанием для объединения в группу служит наличие нескольких общих URL с главным запросом в поисковой выдаче. В методе хард результаты поиска сравниваются не только с главным запросом, но и между собой. Сгруппируются только те, которые связаны между собой. Точность групп характеризуется порогом кластеризации (наименьшее количество одинаковых URL, необходимых для создания группы). Для мягкого метода — 4 совпадения, для жесткого — 3. В большинстве случаев применяется мягкий метод, жесткая кластеризация запросов рекомендуется для высококонкурентных тематик.
Способы группировки семантического ядра
- Ручной способ займет у сео-специалиста несколько дней. Он трудоемок, да и велика вероятность ошибиться.
- Автоматический способ. Кластеризация запросов семантического ядра может быть автоматизирована с помощью специальных сервисов и программ. Они имеют похожие алгоритмы кластеризации. Специалист загружает список поисковых запросов, на выходе получает кластеры. Это займет около часа, но машине далеко до человеческого мозга, и результат может вас не устроить.
- Рекомендуется использовать полуавтоматический способ. Специалист выделяет кластеры, а распределение ключевых слов по ним осуществляется с помощью специальных инструментов.
Инструменты для автоматизации кластеризации
Keywords Group и Keyword Assistant — инструменты, облегчающие труд сео-специалиста. Вы сами загружаете списки ключей из файлов и сами объединяете их в кластеры. Данные инструменты лишь предоставляют вам удобные интерфейсы, содержащие области для ключей и сформированных кластеров и возможность сортировки, но по сути кластеризация проводится вручную. Большое преимущество их в том, что они бесплатны.
Rush Analytics — платный онлайн сервис для полной автоматизации кластеризации. Вы можете прийти со своим списком ключей, а можете сделать сборку семантического ядра прямо на сайте. Кластеризацию можно проводить в различных режимах: выбрать основные запросы для формирования кластеров вручную, либо полностью довериться сервису, который сделает все за вас.
SEMparser — еще один онлайн сервис с аналогичными функциями. «Фишкой» сервиса является возможность устанавливать параметр «сила группировки», который по сути задает метод кластеризации. Наименьшее его значение соответствует методу soft, а наибольшее — hard. Учитывается геозависимость и тип запроса (информационный, коммерческий и т.д.). Сервис платный, но сделать кластеризацию в нем обойдется дешевле, чем в Rush Analytics.
Just Magic — платный онлайн сервис. Работает только по методу hard. Проект активно развивается, летом 2017 года к Яндексу была добавлена поддержка поисковой системы Гугл, геозависимость и тип запросов.
Топвизор — аналог перечисленных выше онлайн сервисов. По интерфейсу напоминает SEMparser. При кластеризации выбирается метод (soft, moderate или hard), степень группировки (число одинаковых URL в поисковой выдаче), поисковая система, язык и регион. Топвизор отличается высокой скоростью группирования. Недостатком сервиса является дороговизна.
Key Collector и KeyAssor — десктопные программы для автоматизации кластеризации. Они платные, но покупка лицензии обойдется дешевле, чем использование онлайн сервисов. При схожем функционале их минусы заключаются в том, что они требуют установки на компьютер и работают медленнее, а в случае Key Collector придется озадачиться прокси и антигейтом.
Какими бы замечательными не были сервисы для автоматизации кластеризации, следует помнить, что результат их работы — это результат работы алгоритмов, которые могут допускать логические ошибки. Поэтому всегда необходима финальная корректировка вручную. Например, объединить какие-то кластеры в логические группы, и этим группам присвоить посадочные страницы.