Из книги «Подумайте об этом»
Джи́дду Кришнаму́рти
Почему вы слушаете меня сейчас? Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы вообще слушаем других? И что это значит, слушать? Вы находитесь здесь и слушаете - для чего? Чтобы услышать подтверждение своим мыслям или чтобы узнать что-то новое? Понимаете ли вы разницу между этими целями?
Желание узнать что-то новое и стремление убедиться в своей правоте – это разные вещи. Второе не имеет смысла в этом зале. Но, если вы хотите открыть для себя новое - тогда ваш ум свободен и не связан обязательствами. Это острый, внимательный, живой и любознательный ум. И, следовательно, ум, способный на открытия.
Важно обсудить, почему вы слушаете и что вы слышите?
Доводилось ли вам сидеть безмолвно, не фиксируя внимание ни на чем конкретном, не прилагая усилий, чтобы сконцентрироваться? Просто ощущая тишину ума?
В этом состоянии вы слышите все вокруг вас. Вы слышите отдаленные и близкие шумы, все звуки, происходящие здесь и сейчас – это значит, вы действительно слышите все. Ваш ум не ограничен восприятием одной звуковой области.
Если вы умеете слушать так, с легкостью, без напряжения, то вас ждут замечательные внутренние изменения. Изменения, которые будут происходить помимо вашей воли и без вашей мольбы. В этом и заключается удивительная красота и глубина осознания.
Попробуйте сделать это прямо сейчас. Услышьте не только меня, но и все вокруг вас. Слушайте все эти звуки: колокольчики у коров, гонг в храме; слушайте дальний поезд и телегу на дороге. Если вы продвинетесь еще дальше, одновременно при этом слыша и меня, вы обнаружите удивительную глубину восприятия. Но для этого вам необходимо поддерживать спокойствие ума. Вы не должны отвлекаться на происходящее вокруг вас, ваш ум должен быть спокоен, потому что вы глубоко погружены в восприятие звуков. Если вы научитесь слышать все с легкостью, испытывая приятные эмоции, вы обнаружите удивительную трансформацию в вашем сердце, вашем уме. Это будет преобразование, не похожее ни на что из происходившего с вами раньше.
Мысль – это очень странная вещь, не так ли? Знаете ли вы, что такое мышление? Для большинства людей мысли - это то, что приходит к нам в голову и крутится там помимо нашей воли. Но если вы действительно можете слышать одновременно и плеск воды на берегу реки, и пение птиц, и плач ребенка, и свою ворчащую маму, и смеющегося над вами друга, и своего супруга, изводящего вас - тогда вы поймете, что можете выйти за пределы слов, за рамки жизненных проблем.
Важно перестать придавать столько значения словам, потому что все мы - и молодые или старые, неопытные и уже пожившие на этой земле, - хотим одного: счастья.
Но счастье не приходит легко. Вы можете получать наслаждение, вы можете искать и находить новые удовольствия, но рано или поздно всё надоедает. Там, где мы обычно ищем счастье - оно иллюзорно, нестабильно, неустойчиво. За поцелуем следуют слезы, за смехом - нищета и запустение. Все проходит, всё увядает. А значит, нужно выяснить, что же такое счастье, пока вы молоды и полны сил. Это должно стать неотъемлемой частью вашего образования.
Счастье не приходит, когда вы страстно к нему стремитесь - и это величайшая тайна… Я могу легко описать её несколькими простыми словами, но, просто слушая и повторяя за мной услышанное, вы не станете счастливыми. Счастье приходит, когда вы не ищете его и не ждёте. Когда вы не прилагаете усилий, чтобы стать счастливым, внезапно счастье таинственным образом рождается из чистоты и красоты бытия.
Истины не нужно добиваться. Истина возникает, когда ваши ум и сердце свободны от любых стремлений, когда вы больше не пытаетесь стать кем-то. Это происходит, когда ум становится очень тихим. Когда вы просто наблюдаете ход времени и пространство вокруг вас.
Вот почему так важно в молодости получить правильное образование. То, что теперь называют образованием – не является им вообще, потому что никто не учит вас действительно важным вещам. Ваши преподаватели готовят вас к сдаче экзаменов, но они не учат вас тому, как жить.
Счастливая жизнь – это много любви, тишина, простота и обилие опыта – в жизни нужен ясный разум, не связанный предрассудками или суевериями, надеждой или страхом.
Мир пяти утра.
Аждан Буддадаса.
Мне хотелось бы коротко поговорить о том, почему мы встречаемся с вами именно в это время суток. Мы используем этот предрассветный час потому, что это очень хорошее время, чтобы слушать и изучать Дхамму. В это время суток многие цветы раскрываются в своём цветении. Вы можете назвать этот час временем цветения. Также и для нас: в этот ранний час наш ум наиболее восприимчив, наиболее открыт, и, таким образом, находится в оптимальном состоянии для того, чтобы слушать и постигать Дхамму. Итак, мы выбираем это время дня, несмотря на то, что оно, возможно, не самое простое для многих из вас, особенно для тех, кто не привык вставать так рано. Мы призываем вас самих проверить, имеет ли это время дня особую ценность, независимо от того, находитесь ли вы здесь, в монастыре, или у себя дома.
Будда достиг просветления в этот час, и мы считаем, что все великие учителя мировых религий знали об особой ценности этого времени. Мы можем назвать этот час Миром Пяти Утра. Мир Пяти Утра - это особенное время, и мы призываем вас пользоваться им, где бы вы ни находились и с кем бы вы ни были. Учитесь, как извлекать пользу из Мира Пяти Утра.
Выражаясь другими словами, можно сказать, что в этот час наши чаши еще не переполнены. Эту метафору мы заимствовали из Дзен буддизма. Она означает, что в это время суток мы еще готовы воспринять что-то новое. Позже, в течение дня, наши чаши будут наполнены разного рода содержимым, и в нас не останется места чему-то новому. Но сейчас, в пять утра, наши чаши пусты, и у нас еще есть возможность наполнить их чем-то новым, чем-то ценным, чем-то, что действительно принесет нам пользу.
Возникает резонный вопрос: чем мы собираемся наполнить эти чаши? Мы можем сказать, что в пять часов утра мы добавляем свет Дхаммы, или свет жизни, или, говоря духовным языком - в это время суток мы добавляем свет прозрения и чистого видения.