Бывает едешь в автобусе и чувствуешь носом чье-то настойчивое (или настоявшееся) присутствие и думаешь "Ну тебе на себя наплевать, ты хоть о других подумай". У всех окружающих портится настроение, всем приходится терпеть.
То же самое с эмоциональным негативом. Душевное состояние человека незримо считывается окружающими, особенно близкими, отражается обратно и так создается эмоциональный фон в пространстве. Этот фон может быть напряженным, враждебным, доброжелательным, романическим, недоверчивым, одухотворенным и т.д. Отсюда следует, что состояние человека влияет на окружающих хочет он этого или нет.
Если я вдруг осознал, что хочу быть христианином или просто хорошим человеком, то задумаюсь "а что я могу сделать для других?" Приведу слова Серафима Саровского:
Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя.
Иными словами - "разберись со своей злобищей и мир вздохнет с облегчением".
Когда злоба не осознается и не присваивается, как внутри сгенерированная, то происходит бессознательное проецирование во вне - на людей или на обстоятельства. Проецирование происходит в трех видах:
1) Открытая или пассивная тирания. Жертвами становятся физически или психологически более слабые (особенно дети). Часто тирания прикрывается благовидным предлогом (например, злые бабули в храмах мнят себя блюстителями нравственности, кидаясь на всех "неугодных Богу"). Пассивные формы наиболее опасны, так как скрыты под улыбку или под красивую речь и ранят, как бы, не зубами (как в открытых формах агрессии), а ядом, которые медленно растекается и отравляет душу.
2) Спасательство. Здесь все формы созависимости и взаимозависимости. Также непрошенные советы и желание поучать, за которыми стоит недовольство окружающими и самопревозношение. И чрезмерная удушающая забота, которая подламывает ноги ребенку и делает его беспомощным.
3) Жертвенность. Это злоба, направленная на себя. Но она непременно обернется в тиранию, как только появится возможность. Здесь патологическая жалость к себе и перекладывание на других (особенно близких) ответственности за свою жизнь. Человек приносит себя в жертву детям, людям, делу, идее и др. - все что угодно только, чтобы не брать ответственности за себя, и считает себя мучеником, подвижником, достойным благодарности и наград.
Все это проявление зла! В чистом виде встречается редко, чаще оно примешивается к какой-то добродетели.
Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк.7:20-23).
Христианин, деятельно верующий и борющийся со змием в своем сердце (а не в окружающих), ради своей души, ради Христа и людей Его, становится воином и защитником добра; становится глотком чистоты для мира. Просто своим присутствием он облагораживает пространство, обеззараживает эмоциональный воздух. Всякая злоба, прилетевшая из вне, не пускает корни в нем и не отражается обратно, а испаряется, нанося тем поражение сатане и делая мир чуточку чище.
Человеком светлодушным невозможно манипулировать, так как в нем не за что зацепиться злу, и это бесит зло - оно не выносит присутствие света, т.к. на его фоне видит себя. Интересное наблюдение - в его присутствии толпа начинает явно делиться на друзей и врагов, на любящих и ненавидящих, и равнодушных остается мало.
Делают ли изобретения, повышающие комфорт и качество жизни, или новые научные идеи нас счастливее? Очевидно, нет. Век прогресса это убедительно показал - имеем города "дисней-ленды" с толпами бессмысленных, "всезнающих", одиноких людей.
Поэтому сделать жизнь людей более комфортной или объяснить им очередную теорию смысла их жизни - это не помочь, а скорее еще дальше отбросить от Бога, и тем погубить. Нету здесь заботы о ближнем, а есть удовлетворение своего тщеславия.
В таком случае, не участие в этой машине зла - это уже добродетель. Не угождать агрессорам своим страхом и либезением - это уже добродетель. Воздержание от причинения "добра" людям - это уже добродетель. Не потакание страстям и саможалению людей - это уже добродетель. Воздержание от советов и поучений - это уже добродетель. И все это навряд ли осуществимо, пока не будет налажена внутренняя внимательная молитвенная жизнь.
Резюме. Высший дар миру и человечеству - это победа над собой!