Принимая во внимание сложность темы и в большей степени ее таинственность, тем не менее некоторые моменты мы осветить сможем и проследить дальнейшую связь с книгой Откровение, где по всей видимости тема "мерзости запустения" получает свое дальнейшее развитие. А пока начнем, пожалуй, с обзора основных терминов, обнаруживаемых в самой книге пророка Даниила.
Огромный обьем материала вводит в ступор, и мне очень хорошо понятны мотивы самого пророка, когда он после увиденного иногда пребывал в опустошенном состоянии, вплоть до невозможности выполнять свои служебные обязанности. И охватить все сразу не представляется возможным, так что лучше начать поэтапно и постепенно продвигаться к основным выводам, которые более-менее лежат на поверхности.
Отбрасывая в сторону воображение и острое желание присовокупить выражение "мерзость запустения" к разделу эсхатологии, и во всех событиях современной истории пытаться узреть скорый конец, задачей первостепенной важности становиться совершить обзор и выяснить, что имеется в виду под данным выражением и какой смысл вкладывали в него библейские пророки. Скажу сразу, "мерзость запустения" встречается в таком виде только в книге пророка Даниила и нигде более. Несмотря на то, что по отдельности слова "мерзость" и "запустение/опустошение" встречаются более 30 раз на всем протяжении ветхозаветных книг.
Слово "мерзость" начиная с книги Второзаконие и до книги пророка Захарии упоминается 26 раз. Единственный раз из всех случаев оно стоит в значении "отвратительных вещей", нечто такого, что отвратительно само по себе, в остальных случаях, "мерзость" всегда звучит в связке с поклонением идолам, и осквернении Святилища по причине поклонения всевозможным божествам. Это очень важная мысль. В качестве примера думаю достаточно будет одного текста из книги Иеремии, где оба прецендента присутствуют в одном месте.
"В доме, над которым наречено имя Мое, поставили мерзости свои, оскверняя его". (Иер. 32:34)
Подобных текстов предостаточно и этот наиболее соответствует выражению общего смысла мерзости.
Обозревая второй термин "запустение/опустошение", мы отталкиваемся от его появления в книге Даниила и берем во внимание только те случаи, где пророк говорит сам о "запустении/опустошении" и смыслах присутствующих в нем.
Дело в том, что глагол "šömëm" и однокоренные от него девять раз используются пророком и это тот же глагол, который стоит во фразе "мерзость запустения", где под запустением подразумевается "опустошение" и все девять случаев несут одинаковый смысл. Единственный раз, "опустошение" вызвано не действиями враждебных Богу сил, а является откликом/реакцией пророка на увиденное, и он говорит;
"И я, Даниил, изнемог, и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его". (Дан. 8:27)
В глагольных породах могут встречаться иные значения и в данном случае, Даниил "изумлен" (опустошен) увиденным, оно буквально низвергло его в глубокое изумление и буквальное опустошение. Сегодня утром я для себя обнаружил связь между состоянием Даниила и тем, что испытал Иоанн Богослов, когда увидел блудницу, сидящую на звере багряном. Эта картина настолько потрясла Иоанна, что он подобно Даниилу испытал крайнее изумление и изумление это было не связано с радостью первооткрывателя, не восторгом или чем-то подобным, а глубочайшим разочарованием и апатией от увиденного. Смотрите, что говорится в книге Откровение;
"Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим". (Откр. 17:6)
Мне думается, и Даниил и Иоанн никак не ожидали такого развития событий и были потрясены тем, что, ожидая и предполагая одно, они увидели другое. Я пока не стану бежать впереди паровоза, но связь между книгами очевидна и даже на уровне не просто вербальном, но и на ощущениях и реакциях.
Продолжая изучение и употребление глагола "опустошение", все оставшиеся примеры говорят о действиях враждебных Богу сил. Первое упоминание мы находим в Дан. 8:13
"И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: „на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" (Дан. 8:13)
Далее следует ответ. Святилище, ежедневные приношения, попирание воинства (чтобы оно не значило) будут продолжаться 2300 вечеров и утр. Вечера и утра отдельная тема, мы ее пока касаться не будем. Святилище пребывает в запустении 2300 вечеров и утр!
В девятой главе пророк Даниил молится о судьбе своего народа, разрушенного города и Храма и получает ответ. Стоит сказать, что в именно в девятой главе книги термин "опустошение" встречается чаще всего (пять раз из девяти) и это выглядит весьма важным в контексте нашего исследования. Пророк говорит о опустошенном Святилище Дан. 9:17, о опустошении города (Иерусалима), Дан. 9:18, и на свои мольбы получает ответ, смысл которого до конца не ясен даже в наши дни. И если с виду пророчество о семидесяти седьминах выглядит вроде бы не сложным, вопросы оно порождает и сейчас.
В Дан. 9: 26-27 "опустошение" появляется три раза, и везде оно обладает негативным смыслом и является следствием действий направленных на разрушение Святилища и уничтожения богослужения. Один раз "опустошение" стоит в форме личного местоимения и становится именем собственным.
"...гибель постигнет опустошителя". (Дан. 9:27)
Повторюсь, все эти тексты, где встречается исследуемые нами примеры проистекают из выражения "мерзость запустения", где последнее слово в оригинале Ветхого Завета может переводится и как "запустение" и как "опустошение" и в некоторых случаях оно граничит с "изумлением" и даже с возможностью "ужасаться". Например, в этом случае; "И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: „за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?" (3-Цар. 9:8). " Ужаснется" - происходит от одного корня, что и "запустение" в тексте оригинал ВЗ.
Какие выводы можно сделать на этом этапе изучения?
Первое. Есть определенная связь между Дан. 8: 13 и Дан 9:27. это очевидно на вербальном уровне (похожие слова встречаются в обоих текстах), что наводит на мысль, о ответе Даниилу, когда он пребывал в сильнейшем смятении.
Второе. "Мерзость запустения" неразрывно связана с судьбой народа Божия, со Святилищем, с богослужением, которые на момент написания пребывали в запустении и ожидали часа восстановления. В Дан. 8:14 сказано, что после 2300 вечеров и утр Святилище будет восстановлено в своих правах (буквальный перевод еврейского zadak).
Третье. Есть смысл обратится к книге Откровение, где в 11, 12, и 13- главах тема, поднятая в Дан. 8:13-14 находит свое апокалиптическое продолжение.
Четвертое. Господь Иисус говоря о "мерзости запустения" (Мф. 24:15) имел в виду разрушение Храма и города, но на этом поиски дальнейших смыслов не заканчиваются.
Пятое. Не стоит, пожалуй, под "мерзостью запустения" понимать все, что происходит в современном мире, и пытаться вычислить время конца и дату Пришествия Господа Иисуса Христа. Проблем и тягот в мире предостаточно, но желательно помнить о словах Спасителя.
"Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти". (Деян. 1:7)
Думаю, мы продолжим начатую тему, (а тем таких у меня скопилось предостаточно) и будем и далее размышлять о истинах Слова Божия.
Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243