Почему мы говорим: «два, три, четыре сына», но «пять, шесть, семь сыновей»? Или «три стола», но «пять столов»?
Так получилось потому, что давным-давно в старославянском языке помимо единственного и множественного числа было еще двойственное. А у русских существительных было три формы. Вот посмотрите:
стол, сын – единственное число;
стола, сыны – двойственное число;
столи, сынове – множественное число.
Со временем, примерно к XIV веку, двойственное число редуцировалось. Произошло это во многом из-за того, что слова в двойственном числе похожи на форму родительного падежа.
Получается вот как интересно: исторически то, что мы принимаем за родительный падеж единственного числа (два стола), является двойственным числом.
И все-таки почему же не «два столов»? Или не «пять стола»? Почему не все числительные подчинились метаморфозам?
Дело в происхождении слов. Когда-то слова «один», «два», «три» и «четыре» были счетными прилагательными и полностью зависели от существительного. Сейчас это можно проследить на склонении слова «один». Начинаем склонять: одного, одному, одним, об одном. Посмотрите – окончания такие же, как у прилагательных. По этой же причине слова «один» и «два» в современном русском языке меняются по родам (один – одна, два – две). Когда-то «три» и «четыре» тоже имели женскую форму.
А вот числительные от пяти до десяти по происхождению являются существительными. Это значит, что в словосочетаниях именно они – главные слова.
Но все сказанное относится только к числительным в именительном падеже. Во всех остальных – косвенных – числительные ведут себя одинаково. Например: двум, трем, пяти, десяти столам; двумя, тремя, пятью, десятью столами.
Так перемешались прилагательные и существительные, приобретая черты числительного. Управление заменилось согласованием, а слова «два», три», «четыре» соединились с множественным числом.
В этом всем, конечно, легко запутаться. У меня самой с этой темой связана смешная история.
Так перемешались прилагательные и существительные, приобретая черты числительного. Управление заменилось согласованием, а слова «два», три», «четыре» соединились с множественным числом.
В этом всем, конечно, легко запутаться. У меня самой с этой темой связана смешная история.
На третьем курсе мы изучали предмет с емким названием СРЛЯ (современный русский литературный язык). Когда сдавали экзамен, мне попался вопрос именно о склонении числительных. Сдать я была намерена на отлично. Преподаватель, видя, что материал я знаю, но затрудняюсь осмысленно объяснить, взял мой листок и нарисовал схему. «Так вы сможете объяснить?» – «Да!» Вечером домашние с большим интересом слушали о склонении числительных. Наутро ни я, ни они воспроизвести эту информацию уже не могли... Но все понимали))))
© Анна Самошина
Издательство "Вольный Странник"