Я не зря написала «История портрета», а не «История княгини». Потому что у портрета действительно интересная история, со счастливым концом.
Но все-таки, не познакомиться с красавицей Авророй было бы не честно, поэтому расскажу Вам немного и о ней.
Аврора появилась на свет 3 августа 1808 года в финском городе Пори. Ее отец Карл Шернваль в 1812 году был назначен губернатором Выборгского лена.
Когда ей было семь лет, не стало ее отца. Мать повторно вышла замуж, а Аврору отправили в Петербург, в дом дяди. В шестнадцать лет, она вернулась к матери и отчиму, которые жили в Гельсингфорсе (Хельсинки). И вскоре наша юная красавица стала появляться в свете - не заметить ее было просто невозможно!
Тут ее закружили бурные чувства – она влюбляется! Избранником ее сердца стал молодой адъютант финляндского генерал-губернатора Александр Муханов. Все начиналось как в сказке – красивые ухаживания, разговоры о любви - а потом, он резко обрывает их отношения, переводится служить в другое место и исчезает из ее жизни…
Аврора сильно переживала это предательство, но, тем не менее, продолжала появляться в свете. Вскоре за своей сестрой Эмилией (женой князя Мусина-Пушкина) она едет в Петербург, где ее появление производит настоящий фурор!
За ней начинают ухаживать лучшие кавалеры столицы! Композиторы посвящают ей музыку, поэты (Ф.Тютчев, В.Жуковский, П. Вяземский - ничего себе!) – стихотворения. Но в Петербурге она вновь встречает Муханова, и их отношения возобновляются. Теперь он не адъютант, а полковник и камергер.
Дата свадьбы назначена, но тут случается ужасное – жених внезапно тяжело заболел и умер! По сверхъестественному стечению обстоятельств прямо в день, на который изначально было назначено венчание… Горе ее было безутешно.
Чтобы как то вернуть сестру к жизни, Эмилия представляет ее императору Николаю I и она становится фрейлиной императрицы Александры Федоровны.
Тут ее замечает один из богатейших людей страны – тридцативосьмилетний Павел Николаевич Демидов. Демидовы владели металлургическими заводами, золотыми, железными, медными, малахитовыми приисками. Но не только богатство его было привлекательно – он был прекрасно образован, собирал искусство, был меценатом.
Аврора несколько раз отказывала Демидову, но в итоге, все-таки согласилась, говорили, что ее уговорила сама императрица.
Они венчались в 1836 году. Эта свадьба надолго запомнилась современникам своим размахом! Демидов, чтобы угодить любимой устроил два праздника: один в Петербурге, а второй, в ее родном Гельсингфорсе. Аврора получила от мужа поистине королевский подарок – знаменитый алмаз Санси, сокровище французской, а потом и британской короны.
И конечно, ему хотелось увековечить красоту обожаемой жены, и он заказал ее портрет самому модному и дорогому художнику – Карлу Брюллову. Мастер долго работал над портретом, и создал поистине живой и чудесный образ.
Перед нами потрясающей красоты женщина, в белом атласном платье, соболином палантине и модном в то время тюрбане.
Многие злословили, и говорили, что этот брак фикция, но мало ли что говорят. Похоже она все таки полюбила мужа, родила ему сына Павла, в 1839 году. Но снова, счастье ее продлилось совсем недолго – в апреле 1840 года она становится вдовой, их сыну было всего шесть месяцев.
Аврора, вместе с братом мужа Анатолием, наследует огромное состояние, и находит в себе силы управлять им. Причем, делает это с большой любовью к людям, которые на нее работают. Узнав, в каких условиях живут работяги на ее заводах, она построила богадельню, родильный дом, открыла несколько школ и приютов, создала специальный фонд, куда шли деньги на помощь пострадавшим на производстве рабочим.
Относив траур по мужу, она стала снова появляться в свете, где познакомилась с Андреем Карамзиным (сыном знаменитого историка и писателя). Он был младше нее на восемь лет, но влюбился без памяти. В 1846 году они поженились, и началось самое счастливое время в ее жизни.
Они много путешествовали за границей, часто жили в Нижнем Тагиле, где были ее фабрики, вместе улучшали жизнь людей к лучшему – строили больницы, открывали читальни. Карамзин ввел на фабриках восьмичасовой рабочий день.
Но к сожалению, хоть судьба в этот раз и дала Авроре отсрочку подольше, но забрала и ее третью любовь. Когда началась крымская война, Андрей отправился воевать, и в мае 1854 года был убит в сражении с турками.
Его смерть потрясла весь Петербург. Тютчев написал:
«Можно себе представить, что этот несчастный Андрей Карамзин должен был испытать... Вероятно, в эту решительную минуту, на незнакомой земле, среди отвратительной толпы, готовой его изрубить, в его памяти пронеслась как молния вся та жизнь, которую он терял: жена, сестры, вся та жизнь, такая приятная, полная ласки».
Аврора была раздавлена горем. В память о погибшем муже, она построила капеллу во Флоренции, где они были так счастливы вместе, и поставила ему памятник в Нижнем Тагиле.
От горя она так до конца и не оправилась, отошла от светской жизни, и посвятила себя благотворительности. Аврора прожила долгую жизнь, она покинула этот мир 15 мая 1902 года.
И как это часто бывает, годы потихоньку стирали память о ней, но продолжал жить ее портрет, во многом благодаря известности художника, который ее написал – репродукции его, были во всех книгах о Брюллове.
А вот теперь мы потихоньку подбираемся к истории самого портрета. Он хранился в краеведческом музее Нижнего Тагила и считался главной его жемчужиной. Там он оказался в 1936 году, его передали из Среднеуральского горнозаводского треста, а до этого, как считается, он хранился в семье Демидовых.
И вот на дворе 1995 год, аукцион Sotheby’s, Лондон. На продажу выставляется портрет А. Демидовой, кисти К. Брюллова. Что это за картина? Копия? Подлинник? Подделка? Если подлинник, то что тогда в висит в Нижнем Тагиле?
Если это подлинник, то хорошо-бы его вернуть на родину. В Лондон выезжает эксперт Третьяковской галереи – Людмила Маркина. Провенанс картины прозрачен – она происходит из коллекции «итальянских» Демидовых. Не вдаваясь в подробности, скажу – младший брат Павла Демидова, Анатолий, обожал Италию, прочно там обосновался, построил себе виллу, купил титул князя Сан-Донато, и жил как вельможа эпохи Возрождения, окруженный прекрасными видами, искусством и приятными, образованными людьми.
Детей у Анатолия не было, все его состояние унаследовал племянник Павел, сын Авроры. Скорее всего это он, когда-то привез в Италию портрет своей мамы. И так он дальше и передавался из рук в руки, пока последние владельцы не стали распродавать ценное наследство на аукционе.
Итак, в Лондоне – подлинник. А вот в Нижнем Тагиле – копия, хоть и очень хорошая, но не авторская, то есть не принадлежит кисти Брюллова. Сейчас считается, что сделал ее кто-то из талантливых крепостных Демидовых, самых способных они отправляли учиться в Италию. Тот, который написал копию, учился у самого Брюллова.
15 июня 1995 год в Лондоне начинаются торги. Картину приобретает Галина Вишневская, для своей коллекции за 133500 фунтов стерлингов. У Третьяковской галереи нет таких средств.
27 апреля 2007 год – умирает супруг Вишневской – Мстислав Ростропович. Семье не под силу содержать огромную коллекцию произведений искусств (более 450 предметов!) и они выставляют коллекцию на торги.
За день до аукциона, стало известно, что всю коллекцию целиком выкупил бизнесмен Алишер Усманов для того, чтобы принести ее в дар своей стране! Он заплатил 72 миллиона долларов.
Таким образом, благодаря щедрому меценату, Аврора вернулась на родину.
Конец! А кто слушал молодец!
Не забывайте подписываться и дискутировать в комментариях! До встречи через неделю!