«Рука, качающая колыбель, - рука, которая правит миром»
Уильям Росс Уоллес
В наши дни мы живем в мире детоцентрического общества. Индустрия детства изобилует - мегамаркеты игрушек, развивающие курсы начиная с младенчества, а празднование дней рождений без аниматоров и должного размаха грозит чувством вины за недостаточно проявленную любовь к ребенку. Вся эта данность, показывающая благосостояние общества, несомненно, хороша, если помнить про меру и зону ближайшего развития (пространство предоставления новых задач, с учётом психического развития ребенка).
Ребенок, достаточно рано получающий доступ к дорогостоящим вещам и информации не по годам, еще не созрел до взрослого мира и просто не в состоянии всем этим грамотно пользоваться и толково управлять. По той простой причине, что он ребенок, и его ведущей деятельности – игре – необходимо происходить в безопасном, согласно особенностям естественного развития, пространстве. Любовь, конечно, также важна, а не ее замена наших дней, в виде попустительства и вседозволенности.
Детоцентризм - воспитательная концепция, согласно которой интересы ребенка ставятся выше, чем желания остальных членов семьи.
Модель воспитания, пришедшая с Запада во второй половине ХХ века и отлично вписавшаяся под звучащий в Советской стране лозунг: «Всё лучшее детям!», но уже привнося несколько иные смыслы.
Ничего не случается просто так, но не стоит торопиться увидеть злой умысел. Большинство ответов можно найти в своих семейно-родовых и социальных отношениях.
Ориентиром лучшего в прошлом были больше морально-культурные ценности, нежели материальные блага. Отсюда акцент на приобщение подрастающего поколения к труду, воспитании высших ценностей и стремления к получению дальнейшего образования. Но при этом настрой на общественное в какой-то момент возобладал над личным, что создало дефицит любви к себе. И как маятник, потерявший равновесие, неизбежно качнет в противоположное, так и чересчур закрученные «гайки» эмпатичного в прошлом сменяются разболтанностью эмоциональной сферы (а вместе с ней и потерей границ) в настоящем. Внимание притягивает то, что болит, и происходит смещение акцентов со взрослого на детское, а общество наяву погружается в сказочную повесть, зачарованно наблюдая за пируэтами Питера Пэна.
Довесом к обилию игрушек и общему фону развивающе-развлекательной среды, дети получают излишнюю занятость и озадаченность взрослых, масс-медиа с его новостями да и не только (местами конкретно потряхивающие и самих взрослых), эмоциональную несдержанность родителей, фоновый стресс, потерянность смысловой ориентации… Стать взрослым грозит невозможностью. Нет необходимых условий, обеспечивающих безопасный «кокон» светло-фантазийного детства, отсюда, внутренняя система безопасности наращивает защитный панцирь в виде выбора инфантилизма.
Тем не менее, в детоцентризме можно увидеть и положительный аспект. Если посмотреть на это явление как на сигнальную лампочку, информирующую о незакрытых потребностях внутренних детей современных взрослых.
Готовность к взрослой жизни есть там, где долюбили себя (своего внутреннего ребенка). И это никогда не поздно!
Перенаправив внимание на своих внутренних девочек и мальчиков, напитав их той (у каждого своей) недополученной любовью, взрослые мамы и папы перестанут испытывать чувство вины за свою неидеальность по соответствию наилучшей модели воспитания. Начнут просто жить свою наполненную, уже взрослую жизнь, чем автоматически начнут создавать то самое оптимальное пространство подрастающему поколению. Но главное - это покажут пример счастливой взрослости, которая так необходима нашему пораненному миру.
Выраженной в эпиграфе фразой о руке, правящей миром, изначально поэт воспел великую роль материнства, что, бесспорно, не потеряло актуальности и по сей день.
Но если посмотреть более масштабно и узреть в колыбели целое человечество, то что за рука его качает? И каким он предстает, наш будущий мир?
Автор: Ирина Алексеевна Ульянова
Психолог, Психолог-сексолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru