Найти тему
GOOD CRAFT

Жестокое обращение с детьми. Физическое насилие

Физическое насилие над детьми является одной из наиболее распространенных форм жестокого обращения. Чаще всего такое насилие проявляется в виде физических наказаний.

Различие между жестоким обращением и наказанием скорее условное и существует в сознании общества, чем в реальной жизни. Когда речь идет о насилии, часто возникает образ родителя-монстра, алкоголика или психически больного, получающего удовольствие от страданий ребенка. В то время как физические наказания обычно ассоциируются с обычными родителями, обеспокоенными благополучием ребенка. Однако, многим кажется вполне нормальным наказывать ребенка ремнём, бить его подручными предметами, давать подзатыльники или толкать.

Практический опыт работы с детьми, пострадавшими от физического насилия, и с родителями, применяющими физические наказания, показывает, что такие наказания легко переходят в насилие, и что граница между ними весьма размыта.
Обычные наказания могут быть способом разрешения эмоциональных проблем родителей, и родители, жестоко обращающиеся с ребенком, часто искренне считают, что делают это для его же пользы.

Оба подхода могут наносить значительный вред ребенку, его развитию и здоровью. Различия в мотивации родителей при применении физических методов, выявляемые в процессе психологической работы, оказываются менее значительными по сравнению с физическими и психологическими последствиями таких методов.

«Обычные» наказания

В нашей стране физические наказания до сих пор являются распространенной практикой. Множество родителей искренне верят, что физические наказания - это самый эффективный и быстрый способ воспитания. Некоторые из них считают, что обязаны применять такие меры ради благополучия ребенка. Даже если физические наказания не приводят к серьезным травмам, они неизбежно вызывают психологические последствия.

В работе с ситуациями, включающими физические наказания, необходимо помнить несколько важных моментов:

Часто «обычные» наказания приводят к травмам у ребенка, так как родители могут потерять контроль и не соизмерить силу воздействия. В то же время, «мягкие» наказания, такие как шлепки, быстро утрачивают свою эффективность, и родители начинают усиливать физическое воздействие.

Наказания оказывают более широкий эффект, чем кажется родителям. Например, угроза использования ремня за двойку может вызвать кратковременные успехи в учебе, но также
создаст негативное отношение к учебе и склонность скрывать проблемы.

Физические наказания не ведут к устойчивым положительным изменениям в поведении, а в перспективе приводят к серьезным нарушениям, таким как
ухудшение эмоциональных связей с родителями и снижение самооценки ребенка.

Существует множество альтернативных способов воздействия на ребенка без применения физических методов.

Наибольшее количество физически наказанных детей выявляется при обращении по поводу проблем с поведением, агрессивности, драчливости, нежелания учиться и других трудностей в школе. При детальном анализе выясняется, что родители применяют физические наказания, сталкиваясь с трудностями в поведении ребенка.

В большинстве случаев такие родители не являются «монстрами», а самыми обычными людьми. Характерным для них является склонность к явно преувеличенным выводам (например, двойка ведет к вылету из школы), повышенная тревожность за ребенка (особенно у матерей) и неуверенность в своих воспитательных возможностях. Эти особенности вызывают потребность в применении «жестких» методов. Отцы, наказывающие ребенка, часто нетерпимы к другому мнению и боятся утратить авторитет.

Физические наказания являются неэффективным способом решения проблем. Информирование родителей о вреде таких мер воздействия не всегда достаточно, чтобы они перестали их применять. Многие родители сами осведомлены о негативных последствиях физических наказаний и критикуют их: «Ругаю себя, понимаю, что бить нельзя, но не могу сдержаться, когда он опять что-то натворит».

Реальное решение проблемы часто требует значительных изменений в жизни родителей. Эти изменения и отказ от физического наказания возможны только при преодолении родительских страхов, осознании последствий таких поступков, коррекции самооценки родителей на когнитивном и эмоциональном уровне, рефлексии детского опыта, а также при получении помощи в решении собственных проблем. Очень важно также помогать ребёнку справляться с его конкретными трудностями.

Существует сильная связь между наказаниями и успехами в школе: дети, подвергающиеся регулярным побоям, редко бывают успешными в учёбе из-за неуверенности в себе, а неуспехи в школе часто провоцируют физические наказания. Для многих родителей академические успехи ребёнка служат мерилом их успешности в воспитании. Возникает замкнутый круг: неуспехи и/или отсутствие желания учиться ведут к наказаниям, которые ухудшают ситуацию в школе. Разорвать этот круг можно, если параллельно с работой с родителями и оказывать помощь ребёнку в преодолении школьных проблем.

Комбинация наказаний и низкой успеваемости — одна из самых распространенных и трудно устраняемых ситуаций. Ребёнок, плохо учившийся, часто начинает защищаться, заявляя, что ему не нравится учиться, а родители фокусируют всё общение на этой проблеме (например, на вопрос «чем вы занимаетесь в свободное время?» матери часто отвечают: «уроки учим»). В результате у учителей формируются стереотипы, мешающие замечать позитивные изменения в учёбе ребёнка.

Физические наказания, применяемые при школьной неуспеваемости, особенно негативно отражаются на ситуации, вызывая комплекс негативных эмоций по отношению к учёбе, который
препятствует раскрытию потенциала даже при значительных интеллектуальных способностях ребёнка. Этот комплекс включает в себя отвращение к учёбе и приготовлению уроков, плохую самооценку, страх перед учителями и классом, ожидание неудачи при ответах и контрольных, чувство бессмысленности усилий и страх наказаний. Даже после прекращения физических наказаний требуется много времени и усилий, чтобы изменить мотивацию к учёбе, преодолеть негативные переживания, повысить уверенность в своих возможностях и развить привычку регулярно заниматься.


Последствия физического насилия в семье могут варьироваться от незначительных до серьезных нарушений, включая психопатологию и асоциальное поведение. Факторы, влияющие на эти последствия, включают особенности ребенка, его возраст, характер отношений с наказывающим родителем, а также силу и метод наказаний.

Прямые психологические последствия насилия, с которыми мы сталкивались, включают выраженные негативные эмоции: страх, тревогу, растерянность, беспокойство. Отдаленные последствия жестокого обращения в детстве зачастую проявляются в задержке психофизического развития и неврозоподобной симптоматике:
расстройствах сна и аппетита, энурезе, энкопрезе, тиках, ночных страхах. Подростки часто демонстрируют протестные реакции, такие как уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях или суицидальное поведение.

Часто девочки, выросшие в семьях с физическими наказаниями со стороны отцов, находят себе партнеров, склонных решать проблемы с применением силы.
Насилие имеет тенденцию воспроизводиться в следующих поколениях, иногда в более грубых формах.

Для минимизации психологических последствий пережитого насилия недостаточно прекращения побоев, необходимо
оказание ребенку психологической помощи для проработки травматических переживаний.

В работе с пострадавшими от насилия можно выделить несколько ключевых аспектов:

Преодоление недоверия: дети часто неохотно идут на контакт. Ребенок, испытавший или испытывающий домашнее насилие, может одновременно искать помощи у взрослых и избегать их, опасаясь ухудшения ситуации или боясь недоверия и обвинений со стороны специалистов. Подобные переживания могут затруднять создание терапевтической связи между психологом и ребенком.

Помощь в выражении эмоций. Физическое насилие вызывает множество негативных чувств, таких как боль, обида, страх, гнев и вина. Чтобы ребенок не оставался один на один с этими переживаниями и мог выразить их, ему нужна возможность говорить о насилии. Многие дети имеют сложности из-за противоречивых чувств к агрессору (любовь-ненависть), чувства вины за свои поступки и т.д.

Эмоциональные переживания насилия часто сопровождаются когнитивными искажениями. Ребенок может ошибочно винить себя, другого родителя, сиблингов или родственников. Физическое насилие может привести к проблемам с поведением и успеваемостью в школе.Только через прямой разговор можно скорректировать такие искажения.

Многие дети оценивают физическое насилие через призму родительских убеждений («справедливо/несправедливо», «виноват/невиноват»). Поэтому важно четко обозначать позицию специалиста по отношению к насилию, учитывая склонность детей идентифицироваться с родителями. Резкая критика родителей может нарушить контакт с ребенком, поэтому выражение неприятия насилия должно сопровождаться взвешенной оценкой действий родителей.

В целом, физическое насилие, как и другие виды насилия, оказывает значительное влияние на самооценку ребенка и его восприятие мира.
Последствия насилия выходят за рамки травматического опыта и затрагивают другие сферы жизни: общение со сверстниками, успехи в школе и формирование будущих близких отношений.

Предоставление безопасности и чувства защищенности является жизненно важным аспектом работы с детьми, пережившими насилие. Ожидать от ребенка открытости и откровенности можно только в условиях, когда он чувствует себя в безопасности. Необходимо создать окружающее пространство, в котором отсутствует угроза наказания или осуждения, и где ребенок может чувствовать поддержку и уважение к своим эмоциям и переживаниям. Специалисты должны внимательно следить за своими вербальными и невербальными сигналами, чтобы не провоцировать тревогу и страх у ребёнка, а также использовать техники релаксации и другие методы для снижения уровня стресса.

Важным этапом является разработка и внедрение индивидуальных планов терапии и реабилитации для каждого пострадавшего ребенка. Учитывая уникальность каждой ситуации и индивидуальные особенности ребенка, специалисты должны быть гибкими и готовыми адаптировать свои методы и подходы. Для младших детей, игра может быть основным инструментом для выражения и обработки травмирующих переживаний. Для подростков более эффективными могут оказаться разговорные терапии, групповая терапия и другие методики, способствующие восстановлению самооценки и формированию здоровых способов самовыражения и взаимодействия с окружающими.

Поддержка со стороны семьи и ближайшего окружения ребенка также играет важную роль в процессе реабилитации. Специалисты должны работать не только с самим ребенком, но и с его близкими, помогая им понять природу и последствия насилия, а также обучая их навыкам конструктивного общения и поддержания эмоционального благополучия ребенка. В некоторых случаях может потребоваться вмешательство социальных служб или юристов для обеспечения безопасности ребенка и предотвращения повторных случаев насилия.

Работа с пострадавшими от насилия детьми требует комплексного подхода, учитывающего как эмоциональные и психологические аспекты, так и социальные и поведенческие факторы. Специалисты должны быть готовы к долгосрочной и кропотливой работе, направленной на восстановление психического и эмоционального здоровья детей, пострадавших от насилия, и создание оптимальных условий для их дальнейшего благополучного развития.