В очередной раз произошла ситуация, которая неоднократно повторяется в жизни Ольги (имя изменено, согласие получено). Она нашла неявные подтверждения предательства своего молодого человека и не разобравшись в ситуации, позвонила ему и устроила скандал. Ольга описывает ситуацию так: «перед глазами – расставание, боль предательства, уход любимого человека». Мир, по ее словам, рухнул, «накрывает тревога, обида, мысли о своей ничтожности». Мысли Ольги: «я так и знала, я никто, меня бросят, меня нельзя любить». Часто в отношениях с людьми Ольга думает, что сказала что-то не то, что о ней плохо подумают, что она навязывается, что недостойна хороших взаимоотношений, также часто после диалогов с людьми поднимается тревожность и возникает чувство вины.
Этот разговор с навел меня на мысль о том, зачем чувствовать вину, именно в функциональном смысле – зачем?
Ольга озвучила, что в возрасте 3-4 лет ее папа ушел из семьи. Девочка осталась с мамой вдвоем. Уход отца, значимой фигуры мужчины, воспринимается психикой, как «меня бросили».
Ольга, будучи ребенком, сделала вывод о том, что она не в порядке, что она виновата в уходе папы. Что она «не правильная» и поэтому ее бросили. Жизненная позиция девушки «Я не ОК, Ты ОК». В результате выработался сценарий для выживания – «Для того чтобы не бросили, надо не говорить лишнего, надо всем нравиться и угождать».
При уходе отца ребенок испытал страх быть покинутой, страх смерти, т.к. родитель ассоциируется с жизнеобеспечением, безопасностью, грусть покинутости значимым человеком, а также гнев на отца за его предательство.
Но. Ребенку некому было выразить гнев, рассказать о грусти, а страх был настолько силен, что вместо истинных (аутентичных) чувств было выбрано замещающее чувство, которое «хорошо объясняло» произошедшее – «меня бросили потому что со мной что-то не так. Значит, я виновата».
Получается, что вина дает приемлемое и логичное объяснение случившемуся и кажущийся возможным выход. То есть надежду. «Ведь если я буду такой как всем надо, то меня больше не бросят».
Ведь если бросают без причины, то это вообще непонятно и этим управлять нельзя. Вина же предлагает причину и иллюзию управления. «Если улучшусь, то все изменится».
Художник Сальвадор Дали
А ведь за этим «если улучшусь» скрывается энергия всех невыраженных чувств (гнева, страха, печали...) – это мощная сила, которая направляется на самосовершенствование без продыха и достижение все более улучшенных версий себя, а также на поиски одобрения окружения, на угождение даже тем, кого давно пора отправить в далекое пешее путешествие. Счастья все эти «улучшения» дают мало, ведь Дракон ненасытен, но речь не об этом.
"Мне влюбиться слишком рано,
А быть может, слишком поздно,
Никому не верю я, как прежде.
Море Счастья обмелело
И река Любви замерзла,
Но осталось озеро Надежды.
Море Счастья обмелело,
И река Любви замерзла,
Но осталось озеро Надежды" "Озеро Надежды", Игорь Николаев
Мне показалось интересным увидеть за виной надежду и иллюзию управления ситуацией. Это, действительно, волшебная палочка для ребенка, она позволяет ему что-то делать, развиваться – что, безусловно, лучше, чем страдать. Но все относительно и выгоды вины тоже. Лучший выход – получить доступ к непрожитым аутентичным чувствам, что накормит Дракона раз и навсегда и лишит его былой власти, позволив увидеть радость принятия себя и освободит от мнимой вины. С психологом, в т. ч. автором статьи, сделать это быстрее и проще.
Подборка статей "Мир такой, каким ты видишь его" здесь.
Подборка статей "Про отношения" здесь.
Подборка статей про манипуляции здесь.
Автор: Балашова Марина Борисовна
Психолог, Гештальт - консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru