Найти тему
KinoGeek

"Субстанция": безумная ультракровавая ирония. Рецензия на фильм

Пока сегодняшний авторский кинематограф отчаянно нуждается в экспериментальных проектах, а развлекательные жанры медленно стагнируют, разнообразные мировые фестивали открывают массам новые имена, готовые пойти на самые развязанные откровения. В мае этого года Канны озарило второе пришествие Корали Фаржи: в 2017-м году девушка уже снимала ультимативный боевик "Выжившая", рассказывавший банальную историю кровавого возмездия в густой пустынной локации. Лента успела обрасти базой несчётных почитателей, которая лишь увеличилась после триумфальной премьеры второго полноценного проекта Фаржи на недавнем Каннском кинофестивале - "Субстанции". На этот раз режиссёрка не стала ограничивать себя бюджетными средствами и полностью сняла с рук железные оковы, отправившись покорять, воодушевлять и удивлять массы. Но почему "Субстанция" вызвала такой невероятный фурор? Как оказалось, причина очень проста

"Субстанция" держит на поверхности достаточно прямолинейную и лекальную историю, осуждающую эксплуатацию красоты женского тела в повседневном маргинальном обществе. Ирония над зарвавшимися голливудскими продюсерами (Деннис Куэйд в ленте великолепен), отчаявшаяся Деми Мур, играющая депрессивную оскароносную актрису, желающую вернуть себе былую пылкость и молодость: сама Корали Фаржа не стесняется подпускать в кадр лишней красоты, чтобы чётче показать зрителю барьер между реальностью и вымыслом. Интерьеры квартиры протагонистки, яркая цветовая палитра, разнообразие белых и розовых оттенков: в каком-то плане "Субстанция" - самое настоящее визуальное пиршество, которое довело режиссёрский стиль Фаржи до самого выверенного блеска. Блеска, буквально слепящего глаза с первой же минуты фильма

-2

Но в первую очередь "Субстанция" позиционировалась, как ультимативный, заряженный, энергичный и ультра-кровавый боди-хоррор, идущий по стопам Дэвида Кроненберга и ритмичных музыкальных клипов (к слову, проблематика и нотки визуала ленты чем-то схожи и с "Неоновым демоном" Николаса Виндинга Рефна). Хаотичность и дёрганность картины заметна уже после вступительной сцены, пересказывающей экспозицию сугубо с помощью линейного визуального нарратива: с минимальным количеством диалогов Фаржа подготавливает своего зрителя к маниакальному и безумному третьему акту, для которого накапливает основные режиссёрские силы. Литры бутафорской крови, бесчисленное количество расчленёнки и мерзких деформаций человеческого тела: всего за полчаса экранного времени "Субстанция" достигает пика предела боди-хоррора, как нервозного и напряжённого поджанра развлекательного кино

-3

Но если третий акт "Субстанции" уходит в хаотичный и наглый отрыв, то первые два раскрывают на пороге повествования экзистенциальную и трогательную историю потерянной женщины, красота для которой - единственное светлое пятно в человеческой жизни на всём белом свете. Буквальная адаптация фразы "встречают по одёжке" воплощается в "Субстанции" самым радикальным способом: а подчёркиваемый контраст между героинями Деми Мур и Маргарет Куолли, рождаемой из спины первой при помощи таинственного зелёного мутагена, так и говорит зрителю в лоб: жди беды. Ничем хорошим погоня за красотой и яркими жизненными цветами уже точно не закончится

-4

И это удивительно, ведь "Субстанция" на двести процентов справляется со своими главными обязательствами: держать зрителя в тонусе и заставлять его ритмично пережёвывать произошедшие сцены. Поверхностная предсказуемость сменяется тотальным непониманием конечной точки сценарной фабулы фильма, а достаточно большой хронометраж для картин подобного жанра ("Субстанция" идёт 2 часа и 20 минут) не подвёргся лишним монтажным излишкам только по одной причине: чтобы достигнуть пика возбуждения и напряжения у зрителя. Лента Фаржи не сбавляет тонус до самой кульминации, заставляя аудиторию ожидать бескомпромиссной и резкой концовки. И поверьте, вы её точно дождётесь

-5

Но до того момента "Субстанция" бегло пересказывает Оскара Уайлда в ярко-выраженном феминистском ключе: жизненная погоня за красотой стискивает девушек в тяжёлые стальные оковы. Безобидный, на первый взгляд, препарат зелёного цвета превращается для героини Деми Мур в наркотик, а Маргарет Куолли так ярко и откровенно наслаждается своим телом, что сразу же вступает со своим тёмным альтер-эго в масштабную психологическую конфронтацию. В "Субстанции" минимальное количество диалогов и максимальное количество нестандартных визуальных деталей, с помощью которых стиль Корали Фаржи оттачивается лишь сильнее. Начиная несколькоминутной экспозицией, показывающей угасание славы своей главной героини, и заканчивая архитектурой, дизайном и интерьерами квартиры Элизабет, отчуждённой от мира из-за комплексов неполноценности и самокритичности

-6

К слову, у самой Деми Мур нельзя отнять самого главного актёрского навыка: самоиронии. Для актрисы, светлая и беззаботная карьера которой осталась в далёком прошлом, "Субстанция" превратилась в громогласную исповедь, чуть ли не в автобиографическое послание, гиперболизированное в лучшем из стилей боди-хорроров. Маргарет Куолли сотворяет на экране невероятно откровенные вещи, а карикатурный продюсер (фактически, второстепенный антагонист) в лице Денниса Куэйда вызывает на лице приятную улыбку. В какие-то моменты Фаржа и вовсе уходит в динамичный отрыв, превращая "Субстанцию" в абсурдную комедию: но комедию неоднозначную и очень наглую. Комедию, эксплуатирующую темы эксплуатации: когда в последний раз авторское развлекательное кино рассказывало о подобных вещах?

-7

Но в то же время очевидно, что "Субстанция" - фильм для своего зрителя. Фильм для тех, кто открыт к мета-модернистским экспериментам и выступает за проникновение экстремальности в развлекательное кино. Фаржа сняла очень мерзкое, кровавое, противное и в то же время увеселительное, драйвовое и энергичное зрелище на потеху всем поклонникам боди-хорроров, сотворив на экране невозможное. Грани типичной экзистенциальности объединились с откровенной развязанностью, а абсурд происходящих в картине событий превратил "Субстанцию" в буквальный кинематографический арт-объект современности: настолько же красивый и очаровывающий, насколько отчуждённый от нашей реальности и в меру жёсткий. Одно ясно точно: "Субстанция" - прецедент для развлекательного жанра, прецедент для фестивального и авторского кино уж точно. Но ленте необходимо пройти проверку временем, чтобы убедиться в зрительском восприятии: а вот полюбите ли конкретно вы стиль Фаржи или же, наоборот, возненавидите его - дело конкретно личного и индивидуального восприятия. Во всех российских кинотеатрах - уже с 19-го сентября. Не пропустите!

-8