- При этом он может использовать широкий спектр голосовых интонаций: вопросительную; шутливую; интонацию, выражающую восторг: «Какой молодец! Как интересно!»; удивления: «Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?»; сомнения: «Может быть, ты прав». «Мне кажется, это не всегда так». «Надо подумать»; сочувствия: «Я понимаю, что это трудно…»; уверенности: «Мы обязательно справимся с этим».
- Необходимо отметить, что созданию ситуации успеха в условиях внеурочной деятельности младших школьников способствуют следующие факторы:
Большинство детей младшего школьного возраста испытывают неустойчивые, дискомфортные психологические состояния, затрудняющие выполнение школьных требований. Решение видится в достижении школьниками комфорта, как состояния и качественной характеристики их деятельности. Интерес и удовольствие, сопровождающее его, рождают ситуацию успеха.
Педагогические и психологические исследования показывают, что ключом к созданию ситуации успеха является готовность преподавателя вести открытый диалог в ходе образовательной деятельности, если он организует свою работу в такой последовательности:
1) установка на определенную деятельность, т.е. эмоциональная подготовка;
2) обеспечение деятельности, ее разбивка на операции, т.е. создание условий для успеха;
3) сравнение полученных результатов с требуемыми.
Построить открытый диалог со школьниками младшего возраста весьма непросто. Главные средства эмоционального воздействия педагога – это вопросы и интонации. Учитель задает вопросы, которые главным образом обращены к внутреннему миру, жизненному опыту каждого ребёнка.
При этом он может использовать широкий спектр голосовых интонаций: вопросительную; шутливую; интонацию, выражающую восторг: «Какой молодец! Как интересно!»; удивления: «Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?»; сомнения: «Может быть, ты прав». «Мне кажется, это не всегда так». «Надо подумать»; сочувствия: «Я понимаю, что это трудно…»; уверенности: «Мы обязательно справимся с этим».
В ответ дети активно включаются в непосредственную деятельность, им очень важно рассказать о себе учителю, обратить на себя его внимание, получить одобрение. Для педагога важную роль играет умение создавать благоприятный климат, творческую, доброжелательную атмосферу в детском коллективе. Через диалог с младшим школьником реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи. От умения вести диалог зависит его воспитательная сила.
Необходимо отметить, что созданию ситуации успеха в условиях внеурочной деятельности младших школьников способствуют следующие факторы:
1. Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всей непосредственной внеурочной деятельности. (Слагаемыми доброжелательности выступают: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)
2. Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – это значит объявить о положительных результатах до того, как они будут получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу, способствует становлению адекватной самооценки подрастающей личности. (Прием персональной исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п.)
3. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем? Мотив – сильнейший механизм.
4. Скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
5. Краткое экспрессивно-эмоциональное воздействие – это педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Вперед! Ты можешь!)
6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
7. Оценивание – такая оценка не производится в целом, она не произносится назидательным тоном, только ставит акценты на деталях выполненной работы.
Для создания ситуации успеха в работе с младшими школьниками педагогу стоит демонстрировать полное доверие к учащимся, помогать им чётко формулировать, корректировать цели, задачи, стоящие перед ним. При сопровождении любой деятельности младших школьников стоит учитывать и тот факт, что у детей есть внутренняя мотивация к учению, которую нужно направлять. Необходимо отметить, что дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям:
- когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей;
- социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми;
- физическая компетентность: «что я умею или не умею делать» – бегать, прыгать и т. д.;
- кодекс поведения: «хороший ли я мальчик (девочка)?».
Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для желания учиться, преодоления трудностей. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Необходимо отметить следующие позитивные моменты, связанные с развитием данной ситуации:
- переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
- появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Таким образом, мы можем говорить о том, что создание ситуации успеха опирается на готовность учителя вести диалог с учащимися. При работе с младшими школьниками стоит делать акцент на эмоциональную подготовку, на обеспечение условий для успеха, а затем и на сравнение полученных результатов с требуемыми. Педагогу стоит поддерживать атмосферу доброжелательности в классе на протяжении всей деятельности, мотивировать детей на предлагаемые действия, обеспечивать педагогическую поддержку в процессе выполнения работы, объективно оценивать результаты.