Найти в Дзене

Как итальянские мастера изменили облик русских храмов

Казалось бы, что может быть более традиционно русским, чем храмы. Но на самом деле многие архитектурные элементы православных церквей пришли к нам из Италии. Случился «импорт итальянского Ренессанса» во времена правления Ивана III и его супруги Софии, которая как раз и привезла к нам итальянских архитекторов, а вместе с тем и архитектурные традиции. Конечно, итальянские мастера и их ученики не строили в наших краях точные копии итальянских построек, но брали их элементы и скрещивали с исконно русской архитектурной традицией. И чтобы увидеть это наглядно, на примерах, стоит в двух словах сказать об этой самой традиции. Для этого давайте посмотрим на церковные постройки среднерусских княжеств XV века. Можно сказать, что в это время и в этих краях формируется особый архитектурный стиль, для которого характерны три черты: килевидные завершения, закомары и горки кокошников. Давайте разбираться по порядку. Килевидное завершение — это завершение в форме луковки. У храма на фото выше мы можем
Оглавление

Казалось бы, что может быть более традиционно русским, чем храмы. Но на самом деле многие архитектурные элементы православных церквей пришли к нам из Италии. Случился «импорт итальянского Ренессанса» во времена правления Ивана III и его супруги Софии, которая как раз и привезла к нам итальянских архитекторов, а вместе с тем и архитектурные традиции.

Русская традиция в архитектуре церквей

Конечно, итальянские мастера и их ученики не строили в наших краях точные копии итальянских построек, но брали их элементы и скрещивали с исконно русской архитектурной традицией. И чтобы увидеть это наглядно, на примерах, стоит в двух словах сказать об этой самой традиции.

Для этого давайте посмотрим на церковные постройки среднерусских княжеств XV века. Можно сказать, что в это время и в этих краях формируется особый архитектурный стиль, для которого характерны три черты: килевидные завершения, закомары и горки кокошников.

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405)
Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405)

Давайте разбираться по порядку. Килевидное завершение — это завершение в форме луковки. У храма на фото выше мы можем видеть такие завершения у закомар и кокошников. А ещё на портале — обрамлении вокруг входа.

Формы арок
Формы арок

Закомары — это завершение наружного участка стены, разделённой лопатками и воспроизводящее очертаниями прилегающий к ней внутренний свод.

Закомары
Закомары

А кокошники — это ложные закомары, которые не закрывают своды, а используются в качестве художественного, декоративного элемента. У собора Саввино-Сторожевского монастыря кокошники мы можем видеть вокруг барабана купола. А горка кокошников — третья черта московской архитектурной школы.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422—1423)
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422—1423)

Ещё одна особенность архитектуры московской школы XIV-XV века — повышенные центральные закомары. Это тоже хорошо видно на примере Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря или на фото выше — у Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры: закомара над входом выше остальных.

И ещё один очень наглядный пример ниже — Собор Спаса Нерукотворного в Спаса-Андрониковом монастыре. Здесь ярко видно и гору кокошников, и возвышение центральной закомары, и килевидные завершения.

Собор Спаса Нерукотворного в Спаса-Андрониковом монастыре (1420–1425)
Собор Спаса Нерукотворного в Спаса-Андрониковом монастыре (1420–1425)

А что пришло в архитектуру русских храмов из Италии?

Итак, возвращаемся к Ивану III и его супруге Софье Палеолог. Она была племянницей последнего Византийского императора, но выросла она при итальянском дворе, куда семья уехала после захвата Константинополя турками. Именно поэтому Софья привезла на наши земли итальянских архитекторов и зодчих. Таким образом итальянский ренессанс перенесся на московскую почву.

Вероятно, первым храмом, объединившим итальянские и русские традиции стал храм, построенный итальянским зодчим Аристотеле Фиораванти — Успенский собор в Московском Кремле. На первый взгляд он похож на традиционный русский храм — пять куполов, закомары... Но если взглянуть тщательнее, обратить внимание на план храма, мы поймем, что этот храм уже не крестово-купольный, а зальный. Такие храмы были распространены в италии в XIV-XV веке. Современники замечали, что этот храм больше похож на палаты (на жилое, гражданское здание), чем на привычный им храм.

Кстати, про гражданские здания. В них тоже, конечно, наблюдалось итальянское влияние. Например, Грановитая палата — она названа так, потому что здание покрыто граненым рустом. Руст — имитация каменной кладки на фасаде. Использование такого приема возникло именно в Италии, многие итальянские палаццо отделывались именно рустом.

Грановитая палата в Московском Кремле
Грановитая палата в Московском Кремле

Московский кирпичный Кремль тоже многое берет из Италии. Он строился долго, многими архитекторами, и очень напоминает крепость Сфорца в Милане. Зубцы в виде ласточкиных хвостов — отличительная черта североитальянской архитектуры того времени. Но, итальянский ренессанс преклонялся перед правильностью, геометрией, а Московский Кремль не столько стремится к идеальной форме, сколько использует естественный рельеф местности — и это черта именно русского зодчества.

При правлении Василия III, сыне Ивана III, количество итальянского в архитектуре увеличивается. Например, если рассматривать Архангельский собор в Московском Кремле, мы снова увидим зальную церковь, а ещё — более пышный декор. В нем использован типичный венецианский элемент — украшение в виде ракушки, здесь оно использовано в закомарах.

Алевиз Новый. Архангельский собор (1505–1508)
Алевиз Новый. Архангельский собор (1505–1508)

Ещё несколько деталей: в центральной закомаре можно заметить необычное окно — круглое, с ещё тремя малыми окнами вокруг; спаренные арочные окошки — тоже типично венецианский приём; ещё отметим разделение на два яруса с помощью карнизов. Очень похожие приемы можно увидеть, например, в церкви Санта-Мария-деи-Мираколи в Венеции: такие же круглые окна, разделения на ярусы и арочные окна.

Ещё один яркий пример переноса итальянских мотивов в русскую архитектуру — колокольни. На руси традиционно строили звонницы — плоские стенки с колоколами, а колокольни-башни — это итальянская постройка, в Италии подобные башни называли кампанилами (в каруселе ниже — пример кампанилы в Аббатстве Ктяравалле в Милане).

Первой колокольней на итальянский мотив стала колокольня Ивана Великого в Кремле. Она и стала примером для множества колоколен, построенных позже по всей стране.

Ещё одна черта, принесенная итальянцами в Россию уже в начале XVI века — центрические храмы, то есть храмы не вытянутые, не квадратные, а скорее круглые — центрические, устремленные вверх. Первая такая постройка — Собор Петра Митрополита в Москве. Впоследствии подобные храмы станут излюбленной формой в русском храмовом зодчестве. А близким прототипом центрических построек можно назвать церковь Санта-Мария-дели-Анжели Филиппо Брунеллески.

Кульминационная постройка времени правления Василия III — Вознесенская церковь в Коломенском. В ней снова объединились итальянские и русские черты. Но главное новшество — церковь увенчивается шатром (вероятно, это первая шатровая церковь в России). О том, откуда пришли шатры — спорят до сих пор. Но вероятнее всего, всё также из итальянской архитектуры, а затем из профессиональной, царской архитектуры они перекочевали в народную архитектуру.

В итальянской архитектуре шатры встречаются с XII века, если говорить о перекрытии храмов. Пример: церковь Гроба Господня в Пизе (ок. 1113). Конечно, в крепостном зодчестве шатры встречались ещё раньше. Это черта даже не ренессансной, а романской архитектуры — более ранней.

Ещё один итальянский элемент — галерея, гульбище — в Италии такие постройки называют лоджиями. Но, помимо итальянского мы видим тут и типично русские элементы: килевидные завершения и горку кокошников.

Ещё один яркий храм, о котором невозможно не сказать, храм Покрова на Рву или Храм Василия Блаженного, построенные уже при Иване IV Грозном. Здесь снова итальянская традиция сливается с русской: от италии — шатер, центрическая композиция, использование ордерных колонн, галерея, вимперги (треугольные украшения на фасаде); от русской традиции: килевидные завершения, много горок кокошников.

Если сравнивать храм с первым центрическим собором Петра Митрополита, то можно заметить, как восемь лепесточков превратились в 8 отдельных храмов, которые окружают центральную часть и завершаются куполами.

Ещё один интересный храм — церковь Спаса Преображения в селе Остров. Это пример мастерской работы с камнем. Мы видим яркую горку кокошников, искусно вырезанных, сильно развитый ренессансный карниз, интересные декоративные элементы вокруг окон, напоминающие венецианскую ракушку, но как бы развернутую.

Далее началась эпоха русского узорочья, вместе с которой ренессансная строгость уходит. Приходит большая живописность, яркость, нарядность. Возможно, это связано с тенденциями в архитектуре в целом: в Италии в это время развивался маньеризм также с более мелким декором и пестростью.

Церковь Троицы в Никитниках (1628–1651)
Церковь Троицы в Никитниках (1628–1651)

Яркий пример русского узорочья — церковь Троицы в Никитниках. Видим живописную композицию: сам храм по плану также сдержан как и ранее, но с одно стороны у него придел, с другой — колокольня, с третьей — гульбище с крыльцом, и все это на разных осях, с активным декором.

В деталях церкви продолжается смешение итальянского и русского. Итальянское: шатры над колокольней и крыльцом; использование ордера на фасаде церкви — видим спаренные колонны с базами и капителями, затем фриз и карниз; круглое окошко в полукруглом фронтоне; само гульбище, галерея; гирька на крыльце — перевернутая пирамидка на стыке двух малых арок (этот казалось бы исконно русский элемент тоже принесен итальянцами и впервые появляется в Успенском соборе Московского Кремля). Русское: много горок кокошников — на храме, на приделе, на крыльце и даже на шатровом завершении колокольни; килевидные арки, кокошники, наличники.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652)
Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652)

Ещё один пример узорочья — церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652). Тут все те же русские и итальянские элементы. Но интересно то, что шатровые завершения здесь уже не конструктивны, а только декоративны. Отделение декора от конструкции — важная черта московского узорочья, архитектура становится иллюзорной, что совпадает с тенденциями итальянского маньеризма и последующего барокко.

Ещё один важный элемент русского узорочья — изразцы, яркие керамические плитки. Яркий пример использования изразцов в декоре — Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. Он также интересен и по форме, перекрытый огромным шатром. В декоре же мы видим ордерные колонны, пилястры с базой, капителью — снова итальянские черты, при том колонны покрыты поливной керамикой.

Выводы

Какого-то логичного завершения у меня не получается, поэтому коротко резюмирую все вышеописанное:

  • В XV веке в Москве и окрестных княжествах сложился свой архитектурный стиль, для которого характерны: повышенные центральные закомары и подпружные арки, горки кокошников и килевидные завершения.
  • В конце XV века в Москву приезжают итальянские зодчие, которые создают новую русскую архитектуру, привнося итальянские традиции. Их фундаментальные нововведения: шатровые перекрытия, колокольни, центрические храмы и ордер.
  • Итальянские черты гораздо позже приходят в другие регионы России — просто потому, что страна большая, новые традиции распространяются постепенно.
  • Тем не менее, Россия уже тогда являлась частью европейской цивилизации, а российская архитектура — частью европейской архитектуры.
Эта статья написана на основе лекций из курса Школы гида «Глазами инженера»