Найти тему
Евгений Трифонов

Боливия на грани: «Красные пончо» взбунтовались против своих создателей

Конфликт между историческим лидером Движения к социализму (MAS) Эво Моралесом и действующим президентом Боливии Луисом Арсе достиг критической точки. Моралес призвал своих сторонников провести общенациональный «Марш во спасение Боливии» от юго-восточной деревни Каракольо до административной столицы Боливии Ла-Паса. «Марш - это ответ народа, уставшего от своего бездумного правительства, которое хранит полное молчание перед лицом кризиса, коррупции и разрушения стабильности», - написал Моралес в социальной сети X. В ответ Арсе в эфире национального телевидения обвинил Моралеса в попытке его свержения. «Хватит, Эво! - обратился Арсе к сопернику. - До сих пор я молча терпел твои нападки и клевету. Но подвергать жизни людей риску - это то, чего я не могу терпеть».

Когда-то Эво Моралес и Луис Арсе вместе руководили социалистической Боливией, а теперь они злейшие враги
Когда-то Эво Моралес и Луис Арсе вместе руководили социалистической Боливией, а теперь они злейшие враги

Конфликт между основателем MAS Моралесом и его бывшим соратником Арсе вызван стремлением первого вновь участвовать в президентских выборах, против чего решительно выступает Арсе. Это наложилось на острейший социально-экономический кризис: добыча газа, а это основа боливийского экспорта, падает, на заправках не хватает бензина и солярки, в банках нет долларов, а бизнес, включая мелкий и мельчайший, привык рассчитываться американскими деньгами.

В марше, объявленном Моралесом, участвуют фермеры и члены профсоюзов транспортников и врачей, а также пенсионеры. Но главную роль Моралес отвел «Красным пончо» - созданному им ополчению индейцев-аймара, выступавшему в роли партийной и этнической милиции. Учитывая слабость и малочисленность армии и полиции, «Красные пончо», когда-то наводившие страх на противников MAS и лично Моралеса - серьезная боевая сила.

Подчиняясь приказу Моралеса, 10 тысяч «Красных пончо» начали блокировать неофициальную столицу Боливии Ла-Пас. Их лидер Давид Мамани заявил, что они будут сохранять блокаду до тех пор, пока президент не уйдет в отставку и не будут назначены новые выборы, чтобы «новое правительство выдвинуло новое политическое предложение и новую экономическую модель для преодоления кризиса».

Однако совершенно неожиданно Мамани и руководитель Конфедерации профсоюзов рабочих Боливии Тоньо Синьяни заявили, что не подчиняются Моралесу, и вообще никак с ним не связаны. Вооружённые индейцы и организованные рабочие, как выяснилось, выступают против MAS и обоих враждующих лидеров. «Эти марши не в поддержку Эво или Арсе, потому что оба они принадлежат к одному и тому же Движению к социализму (MAS) и оба отвечали за оздоровление всей национальной экономики», - сказал Синьяни.

Официально «Красные пончо» - это организованный резерв боливийской армии, но это лукавство, потому, что в его рядах – только индейцы-аймара (даже представители второго по численности индейского народа Боливии, кечуа, не говоря о метисах и тем более «белых», в составе «Красных пончо» не замечены). Организация была создана в 2003 г., и возникла как наследие Рабоче-крестьянских милиций, созданных левым правительством в 1952 г. после победы революции. Милиции заменили армию и полицию, но левацкий эксперимент провалился: поселковые и квартальные отряды милиции превратились банды, занимавшиеся произвольными арестами, «реквизициями» (попросту рэкетом) и всяческим произволом. Более того: кое-где милиции начали воевать между собой за контроль над золотыми и серебряными рудниками, лесными массивами и водными ресурсами, или же из-за личных конфликтов полевых командиров. В результате левые партии были вынуждены восстановить распущенную было армию, которая в 1964 г. разоружила и разогнала милиции. Но традиции и память сохранились. Как сохранились и спрятанные в подвалах и на чердаках старые немецкие и чехословацкие винтовки, присвоенные разбежавшимися солдатами боливийской армии после ее разгрома парагвайцами в 1935 гг. Они сейчас составляют основное вооружение «Красных пончо», наряду с мачете и традиционными индейскими пращами.

«Красные пончо» подавляли протесты против Моралеса, боролись с правыми движениями и «белыми» сепаратистами в провинциях Санта-Крус, Бени и Пандо. Но Моралес постепенно начала опасаться, что его детище может выйти из-под контроля. После подавления сепаратистского движения в Санта-Крусе в 2008 г. Моралес издал указ о разоружении «Красных пончо» и обмене винтовок на продовольствие. Но ополченцы отказались разоружаться.

«Красные пончо» при слабых армии и полиции представляют собой грозную силу
«Красные пончо» при слабых армии и полиции представляют собой грозную силу

И вот теперь Моралес вновь поднял «Красных пончо», на сей раз против своего бывшего соратника и «непослушной» фракции своей партии. А они (по крайней мере, значительная их часть) собираются убрать с дороги не только ненавистного Арсе, с которым связывают нынешний кризис, но и своего отца-основателя.

Часть боливийцев, особенно соплеменники Моралеса аймара, испытывает ностальгию по правлению Моралеса, когда денег было много, осуществлялись инвестиционные проекты и социальные программы. Но даже сочувствующие социализму аймара не могут не видеть, как угас социалистический эксперимент: переданную индейцам землю оказалось нечем обрабатывать и удобрять, нефтегазовые месторождения иссякают, а новые не разрабатываются, предприятия работают со все большими перебоями. Рост доходов, наблюдавшийся в 2010-х годах, сменился спадом. В общем, социалистический период не сделал боливийцев состоятельнее и благополучнее. Это чувствуют и «Красные пончо». А винтовки у них остались…