Клуб веселых и находчивых – уникальное явление в мировом телевидении. Как и Александр Масляков. С его легкой руки игра превратилась в настоящую фабрику звезд телевидения. 8 сентября Александра Маслякова не стало. Ушла эпоха... Он вел легендарную программу КВН с 1964 года. В Высшей лиге играли и курские команды – «Служебный вход» и «Прима». Мы поговорили с актерами команд и попросили рассказать, каким им запомнился Александр Масляков.
«Он имел дар в черноземе находить драгоценные камни»
Директор и актер команды «Прима» Владимир Тарарыкин в 2021 году стал редактором Высшей лиги КВН. Предложение поступило от Александра Маслякова. Встретились, поговорили. «Готов?» – спросил он. – «Готов!» – «Тогда в путь». В первую очередь мы поинтересовались у Тарарыкина, каким начальником был Александр Васильевич.
– Строгим, но справедливым. Он использовал метод кнута и пряника. И частенько сначала был кнут! Зато услышать от него похвалу было сродни награде. Вообще, всех, кому довелось с ним работать, можно назвать счастливчиками. Это был великий человек! Александр Васильевич жил КВНом, всегда преследовал цель сохранить игру такой, какой ее любят миллионы зрителей. И тонко чувствовал это. У него даже фраза была такая: «Я не хочу видеть КВН таким, какой он есть, я хочу видеть КВН таким, каким его вижу я». А это в первую очередь интеллигентный юмор, определенная эстетика, чувство меры. Масляков считал и нас учил этому: если шутка кого-то обижает, это плохая шутка. Для нас, кавээнщиков, он, как бы это пафосно ни прозвучало, был маяком, все мы ориентировались на него. Только он знал, как нужно делать, чтобы соответствовать времени, не изменяя своим принципам. А какой вклад он внес в развитие российского телевидения! Думаю, что половина, а может, и больше креативных продюсеров, которые делают шоу, сериалы, фильмы на ТВ, – ребята, вышедшие из КВН. Если в театральный вуз человек идет поступать уже будучи уверенным в своем творческом предназначении, то в КВНе все было иначе. Александр Васильевич имел дар в черноземе находить драгоценные камни. Бывало, что на фестивале в Сочи команды выступали слабо, зал плохо реагировал на их шутки, и мы, редакторы, смотрели на команду скептически, но Александр Васильевич говорил: «Что-то в этих ребятах есть, им нужно дать шанс». И всегда оказывался прав! Некоторые такие команды, которые в начале были «так себе», раскрывались и в итоге становились чемпионами Высшей лиги! Я так для себя сформулировал феномен Маслякова: если талант дается богом, то дар является предназначением. В этом и было предназначение Александра Васильевича: находить и открывать самородки.
Обычно на фестиваль в Сочи приезжает около 500 команд. После первого тура остается меньше сотни, и все их номера уже смотрел Масляков. «Когда ребята после выступления уходили за кулисы, все у них спрашивали: «Васильевич смеялся?» Это было мерилом удачного выступления. Если да, значит, все они делают правильно», – вспоминает Владимир Тарарыкин.
Команда «Прима» в Высшей лиге КВН отыграла два сезона, после решили сделать перерыв. «Мы вернулись в 2009 году и стали чемпионами. В первой игре заняли второе место, уступив 0,1 балла новой и тогда, как нам казалось, странной команде «Федор Двинятин», – говорит Тарырыкин. – После игры была традиция заходить к Александру Васильевичу, он делился своим мнением: что было так или не так, на что нужно обратить внимание. Говорим ему: «Ну как-то так, Александр Василич, просто год не играли, КВН чуть поменялся, и нам надо, видимо, чуть подстроиться». Он так хитро посмотрел: «Да, пока вас не было, КВН чуть поменялся. Вы все сделали правильно. Просто в ваше офигительное (тут было чуть более точное слово) выступление нужно добавить чуточку фигни (и тут тоже чуть более точное слово).
Он, кстати, всегда поражал меня тем, что находил общий язык со всеми: будь то кавээнщики из провинции или представители богемы. Да, порой с ним было не просто, кто-то обижался на него. Но никто не оставался равнодушным, все признавали масштаб личности Александра Васильевича».
«В Сочи продавались футболки с надписью: «Я видел Маслякова»
«Увидеть Александра Маслякова не по телевизору, а вживую – уже это было своего рода достижением, – говорит актер команды «Прима» Денис Синяев. – Помню, как я впервые в 2003 году поехал в Сочи на фестиваль КВН. Команды проходят несколько туров. Первый – отборочный, когда выступления смотрят редакторы. А уже на втором туре, куда пропускают не все команды, выступления смотрит Александр Васильевич. И я, 19-летний мальчишка, запомнил его, сидящего в первом ряду в зале. Это добавляло ответственности. Конечно, мы все волновались перед такой встречей. Что испытывали? Трепет, пиетет... Он обладал непререкаемым авторитетом для всех кавээнщиков. Помню, тогда в Сочи в качестве сувенира даже продавались футболки с надписью: «Я видел Маслякова».
Что меня еще в нем поражало – так это отношение к делу. Человек с огромным опытом работы на ТВ волновался перед выходом на сцену. Перед началом игры все команды стояли за кулисами, и мы наблюдали, как Александр Васильевич настраивается, проговаривает текст приветственной речи. Еще и нас успевал подбодрить, сказать несколько слов поддержки. Мы всегда чувствовали ответственность, в том числе и потому, что не могли подвести его. Он по-отечески относился ко всем кавээнщикам.
В свое время часто шутили, что он всех кавээнщиков по именам знает. И отчасти это было действительно так. Активных участников или ярких персонажей он тут же запоминал. А таких – сотни! И это всегда меня удивляло. При этом Александр Васильевич никогда не был недосягаемой звездой – он был открыт для общения и обсуждения. Сколько раз у нас, «Примы», были ситуации, когда редакторы на просмотрах «заворачивали» миниатюры, считали их неподходящими. И если мы с этим были не согласны, то могли обратиться к Александру Васильевичу, с ним можно было обсуждать. «Александр Васильевич, мы чувствуем, что эта шутка «выстрелит», мы не подведем!» – обещали ему. И он принимал нашу точку зрения. А игра потом показывала, что мы были правы. Бывали и другие ситуации, когда редакторы нам говорили: «У нас есть сомнения насчет вашего номера». Но мы были молодыми, упертыми – отстаивали свою точку зрения. И оказывались не правы – зал не реагировал на то, что нам казалось смешным.
Меня всегда удивляло, насколько он сам был увлечен КВНом. В любой профессии люди «перегорают», устают, но только не он. Ему было интересно. Он всегда был моложе своего возраста. В 2011 году, когда ему исполнилось 70 лет, на свой юбилей он собрал коллег, друзей, пригласил всего две команды КВН. И одной из них была «Прима». Мы были невероятно горды получить такое приглашение и поздравить Александра Васильевича лично. Это было лестно и почетно».
«Зашел Масляков – и зал загудел»
Александр Ефремов – участник команды «Служебный вход», директор молодежного центра «Гелиос»:
– Наверное, мои слова могут показаться пафосными, но Александр Масляков – это человек, который очень многим дал путевку в жизнь, учитель, пример для подражания. Это легенда, эпоха! Создатель самого массового молодежного движения. «Служебный вход» первый раз отправился на зимний фестиваль в Сочи в 1994 году. Мы тогда, по сути, весь КВН изнутри и увидели. Когда Масляков зашел в зал, раздался приветственный гул. Для всех он уже тогда был непререкаемым авторитетом и легендой. Прошло 30 лет, а ощущение, что все это было вчера – настолько яркие эмоции тогда пережили. В тот раз мы ни в какую лигу не попали, домой вернулись. Но мечту о большом КВНе не оставили. В следующему году наше выступление уже включили в телевизионный гала-концерт, что было достижением. И отправили играть в Воронежскую лигу. К нам многие команды подходили и говорили: «Ребята, вы крутые, почему вас не взяли в «вышку»?» Мы тогда, признаться, тоже не понимали, почему. И только спустя время пришло осознание, что Александр Васильевич все сделал правильно, отправив нас набираться опыта. Если бы сразу пригласил «Служебный вход» в Высшую лигу, боюсь, в первой игре мы бы и вылетели. Масляков понимал, что мы еще не готовы. А так набрались опыта, почувствовали дух игры и в сезоне 1996 года дошли до полуфинала.
Александр Васильевич присутствовал на всех репетициях, начиная со сбора программы и заканчивая генеральным прогоном. За конечный продукт он нес личную ответственность. И все ниточки этой огромной машины, которая выдавала на тот момент самый рейтинговый телепродукт, сходились к нему в руки. Все ключевые решения принимались им, и это, мне кажется, правильно. При этом управлял Масляков легко, с юмором. Бывал и злой, как же без этого. Тогда команд было не так много, как сейчас, и всех участников Александр Васильевич знал если не по именам, то в лицо точно. Помню, через несколько лет после того, как «Служебный вход» ушел из КВН, встретились с ним снова на фестивале в Сочи, куда я привез молодую команду. Увидел меня в фойе – поздоровался. Мне кажется, это его тоже характеризует должным образом.
Александр Масляков о...
амбициях
– У меня особо их и нет. Может, были, когда мальчиком появился на телевидении, но и тогда, скорее, получал удовольствие, а не тешил самолюбие. Хотя, конечно, по молодости было приятно, что везде узнают. Помню, шли с матушкой по улице, и прохожие со мной здоровались. Она искренне удивлялась: «Откуда тебя все знают?» Я отвечал: «Мам, у них тоже дома есть телевизор». Да, я был очень популярным мальчиком. Передач тогда было мало. Все смотрели всё, а не старшее поколение, как сейчас. Ведущих знали и любили... Поначалу я ходил, что называется, с открытым забралом, не носил ни темных очков, ни какой-нибудь кепки, ездил в метро. А на чем еще? Через пару лет надел головной убор, закутался в шарф и стал выкраивать деньги на такси. Закрыл шторки в личное пространство. С тех пор так и живу. Ненавижу входить в помещение, где много людей. Может, меня уже и не знает половина, все равно не хочу притягивать ничьих взглядов. Наверное, рассуждаю по-стариковски, но устал от внимания к своей персоне.
возрасте
– С возрастом стал чаще вспоминать родителей. Видимо, перешагнул какой-то рубеж и теперь отматываю немножко назад. Отец после ухода в отставку пристрастился к рыбалке. Это был лучший отдых для него. Меня тоже пытался приобщить, но я не втянулся, было скучно сидеть на берегу и ждать, пока клюнет рыба. Вообще, я как-то обошелся без хобби, если не считать работу таковой. Счастливо получилось, что эта лямка никогда не была мне в тягость.
слухах
– Раньше байки разносила народная молва, теперь с миссией прекрасно справляется интернет. Про кого только языками не чешут. Про меня говорят, что я сидел в тюрьме. Смешная история была в Новомосковске Тульской области. Мое появление в зале, где проводился творческий вечер, вызвало фурор. В городе не сомневались, что «Масляков сидит в нашей колонии», и тут вдруг я выхожу на сцену Феноменальный успех! Таких аплодисментов я не удостаивался ни до, ни после. Самое поразительное – начальник зоны тоже сидел в зале! Меня долго преследовала эта история из цикла тюремных рассказов. Все пришлось на годы, когда КВН не выходил в эфир, я на время исчез с экрана, вот народ и решил: раз не показывают в «ящике» – значит, сидит. Логика простая
Марина ВЕБЕР, По материалам tass.ru
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1561/new/019545/.
Архив статей газеты ~ № 38 (1561) 17 сентября ~ 2024 год.