Таковы результаты опроса работодателей, который провели эксперты облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix. Когда-то сопроводительное письмо было обязательным при отклике на вакансию, сегодня же 71% компаний считают это устаревшей практикой и не видят в них необходимости. Все дело в том, что ситуация на рынке труда остается сложной, а кадровый голод только нарастает. Подробности — в распоряжении редакции Inc.
Однако многое зависит от профиля должности. Так, если от представителей рабочих специальностей сопроводительные письма точно не требуются, то насчет позиций, влияющих на бизнес-показатели и имидж компании, мнения расходятся.
Подавляющее большинство респондентов (71%) заявили, что для них наличие или отсутствие сопроводительного письма при отклике на вакансию не играет никакой роли. При чрезвычайно высоком спросе на персонал и рекордно низкой безработице первоочередная задача рекрутеров — привлечение и трудоустройство кандидатов. При этом 29% работодателей сообщили, что для них сопроводительное письмо — признак серьезной заинтересованности соискателя в вакансии и компании в целом.
В этом вопросе все зависит от профессии. По данным опроса, для каждого третьего работодателя наличие сопроводительного письма, демонстрирующего мотивацию, опыт и качества кандидата, важно при найме ИТ-специалистов (32%), менеджеров по продажам (35%) и высшего и среднего менеджмента (35%). А в сфере маркетинга и рекламы на это обращают внимание чуть больше половины (53%) рекрутеров.
«Сказывается тренд на рескиллинг (переквалификацию): на рынок выходят множество кандидатов после онлайн-курсов, с небольшим практическим опытом. Сопроводительное письмо в таких случаях снижает время на разбор и оценку кандидата, а также сокращает риски при найме сотрудников на ключевые позиции, — пояснила Марина Хадина, директор по развитию CRM-системы Talantix. — Некоторые рекрутеры хотят убедиться, что соискатель внимательно прочитал требования к вакансии. В этом случае при отклике на вакансию кандидатам предлагают написать сопроводительное письмо».
По мнению HR-специалистов, сопроводительные письма не требуются при отклике на вакансии в профессиональных областях «Производство, сервисное обслуживание» (80%), «Рабочий персонал» (75%) и «Транспорт, логистика, перевозки» (71%). Когда речь идет о массовом линейном персонале, для отклика на вакансию зачастую не требуется даже резюме.
«В сопроводительном письме потенциальному кандидату следует подчеркнуть, какую ценность он может внести в компанию. Например, если вы SEO-специалист, в своем сопроводительном письме предложите идеи по оптимизации продвижения сайта, учитывающие особенности бизнеса», — отмечает Ольга Сапожникова, старший консультант кадровой компании UTEAM.
Малые предприятия, со штатом до 100 человек, больше других (39%) обращают внимание на наличие сопроводительного письма при отклике на вакансию. При этом средний и крупный бизнес постепенно отходят от этой практики, делая ставку на скорость решения HR-задач и укомплектованность штата.
В 28% компаний, в которых работают до 500 человек, считают необходимым наличие сопроводительного письма при отклике на вакансию, а среди работодателей со штатом до 1 тыс. человек таких всего 15%. В крупном бизнесе сопроводительное письмо требуется в 24% случаев.
«Малый бизнес уделяет очень пристальное внимание каждому члену команды, так как в небольших коллективах роль каждого сотрудника кратно возрастает. Такие работодатели крайне болезненно переживают любое увольнение и при поиске нового человека стараются отдавать предпочтение тем кандидатам, которые будут по-настоящему заинтересованы в компании и мотивированы на долгосрочное сотрудничество. Крупному бизнесу чуть проще: как правило, у них более известный и привлекательный бренд работодателя, который вызывает явный интерес», — добавляет Марина Хадина.
Интересно, что отношение к сопроводительным письмам отличается и в зависимости от региона. Например, в Красноярском крае и Республике Башкортостан 45% и 43% работодателей соответственно считают сопроводительное письмо важным этапом процесса найма. В то время как в Москве и Санкт-Петербурге их ожидает получать каждый третий работодатель (34% и 32%), а в Воронежской, Ростовской и Свердловской областях — лишь каждый пятый (20%, 21% и 22% соответственно).
Напомним, что по данным Росстата, уровень безработицы в России за период с марта по май 2024 года обновилисторический минимум и составил 2,6%. Столкнувшись с проблемой дефицита кадров, бизнес пересматривает подход к подбору персонала. Это подразумевает отказ от гендерных стереотипов и наем женщин на специальности, традиционно считавшиеся «мужскими».