В современной педагогической практике возникло новое понятие «педагогическая технология». Под педагогической технологией понимается совокупность приёмов из области педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса.
В условиях реализации требований ФГОС основного общего образования наиболее актуальными становятся такие технологии, как информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, технология мастерских, кейс – технология традиционные технологии (классно-урочная система). Каждая технология подразумевает использование различных видов деятельности обучающихся на уроке.
Применение информационно-коммуникативной технологии включает в себя несколько этапов – выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа; подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего); применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью обучающихся.
Особого внимания заслуживает технология критического мышления, под которым принято понимать тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. При использовании такой технологии педагогу необходимо актуализировать знания обучающихся, способствовать постановки цели деятельности обучающихся, помочь в осмыслении новой информации, закрепить новые знания и навыки. Основными методические приемы развития критического мышления выступают составление «кластера», таблицы, учебной-мозговой штурм, интеллектуальная разминка, использование «инсерта», написание эссе и т.д. Использование того или иного приема характеризуется активностью обучающихся на уроке.
Использование того или иного приема характеризуется активностью обучающихся на уроке.
На активности обучающихся на уроках основывается проектная технология. Ее суть заключается в том, что, овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
Технология проблемного обучения в современной педагогической практике понимается как организация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем под руководством, в ходе которых у школьников формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.
Игровые технологии позволяют разнообразить виды деятельности обучающихся на уроках. Игра представляет собой вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Согласно игровой технологии, игры бывают предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизация. Такая технология позволяет организовать виды деятельности обучающихся в различной среде. Так принято выделять игры без предметов и с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные, телевизионные, циклические, со средствами передвижения.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности; строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности; обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке обучающихся; построение урока с учетом работоспособности обучающихся; проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Также стоит уделить внимание технологии интегрированного обучения. Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание школьников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения обучающихся, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
На уроке в современной педагогической практике может быть использовано сразу несколько различных технологий, что дает возможность учителю организовывать разнообразные виды деятельности обучающихся в зависимости от активности на уроке, которой от них требуют практические задания.