«Вспомни всё» / Rememory, 2017
«Мы не узнаем истинной ценности момента, пока он не станет воспоминанием»
Конечно, наши неймеры и специалисты по аннотациям к фильмам - это нечто. Ну сами посудите, читаете вы название фильма «Вспомни всё», жанр обозначают как «фантастика», какие первые ассоциации? Ну, конечно, многосисечные тётки, вылезающие из орбит глазёнки будущего губернатора Калифорнии и прочие воспоминания о шедевре Верхувена. И, смею вас уверить, если вы фанат того «Вспомнить всё», то очень сомневаюсь, что этот фильм со схожим названием вам понравится. А фильм-то хорош, только совсем с другой точки зрения.
И, кстати, английское название найдено очень удачно, его можно примерно перевести как «Перевоспоминания». Потому что, собственно, всё и крутится вокруг темы воспоминаний. Что они для нас? Что мы помним, а что стараемся забыть? Что будет, если мы вспомним нечто из прошлого? Так ли это благотворно? Или смертельно опасно?
Итак, есть такой, как нынче принято говорить, визионер Гордон Данн (Мартин Донован). Изобрел сей визионер машину, которая способна вытаскивать из памяти и записывать человеческие воспоминания. Вот, собственно, и весь фантастический элемент фильма. И встречи с ним активно ищет некто Сэм Блум (Питер Динклейдж). Надо сказать, что к этому времени Динклейдж уже обрёл звёздный статус благодаря «Игре престолов», но надо отдать ему должное, почивать на лаврах он не стал, взять хотя бы его блестящий дуэт с Ширли Маклейн в «Мечте с подвохом», о которой тоже как-нибудь расскажу.
У Сэма своя, более чем трагичная история. Как-то давно, отправляясь в сильном подпитии с вечеринки со своим братом Дэшем (Мэтт Эллис), он попал в аварию. И он смутно помнит, что перед смертью Дэш ему что-то сказал, что-то важное, но что? Сэм думает, что именно Гордон с его чудо-машиной поможет ему «вспомнить всё». Гордон вообще считает свой аппарат истинным прорывом в психотерапии, наивно полагая, что можно управлять воспоминаниями. Конечно, не обходится здесь без традиционного образа этакого бездушного капиталиста, партнёра Гордона, Лоутона (Генри Йен Кьюсик). Этот тип готов буквально на всё, лишь срубить бабла на открытии Гордона.
Сэм не успевает встретиться с Гордоном, сразу после презентации машины Гордона находят мёртвым в его офисе. Причем на стенах офиса куча пулевых отверстий, но умер Гордон не от выстрела. А от чего же? И куда пропала машина?
И тут Сэм берётся за расследование. Интересный ход, культовые герои по-разному погружались в раздумья, Шерлок Холмс играл на скрипке и курил трубку (другие вещества не упоминаем), Штирлиц выкладывал йожыгов из спичек. Герой же Динклейджа строит модельки - модель офиса Гордона, модель джипа, на котором они с братом попали в аварию и фигурки всех действующих лиц этой запутанной истории.
Оказывается, что у Гордона была некая группа тестировщиков его гениального изобретения. И при этом вытаскивал он такие воспоминания, которые отнюдь не способствовали психическому здоровью испытуемых. Случаются и суициды, и нервные срывы, и прочие драматические события.
Отдельная история - трагедия самого Гордона, о которой Сэм узнает от его жены Фредди (Джордана Ларги, очень удачная работа). Дочь Гордона и Фредди погибла при тех обстоятельствах, о которых Фредди умалчивает.
Так или иначе, машина в результате оказывается у Сэма, но как же с ней поступить? Та моральная дилемма, с которой сталкивается Сэм, ох как не проста. Отдадим должное большому таланту маленького Динклейджа - все эти эмоции он играет на высшем уровне, не сваливаясь ни в пафос, ни в слезливую сентиментальность.
И снова задаётся вопрос, красной линией проходящей через весь фильм: для чего нам даны воспоминания? Кто мы с ними и кто мы без них? А, если мы что-то вспомним, станет ли это благом для нас и наших близких? Вопрос, наверное, так и остаётся открытым, хотя (маленький спойлер) Сэм своё решение всё-таки принимает.
В целом, фильм действительно говорит об очень серьёзных вещах, и говорит серьёзно, опять же без морализаторства и занудства. В конце концов, у каждого из нас есть те воспоминания, которые заставляют вновь и вновь к ним возвращаться. И не всегда, согласитесь, это возвращение столь уж благостно. Но - с этим надо жить. И, если вы хотите об этом поразмышлять, добро пожаловать в расследование Сэма Блума. Подумайте о ваших воспоминаниях, о первом, что придёт в голову. Закройте глаза.
«Каждый человек на планете - это сумма воспоминаний обо всём, что случилось с нами прежде. Но воспоминания эластичны, пластичны, зачастую непостоянные. Я совершил поступки, за которые я испытываю вину. И от этого мне больно. Но жить всё равно стоит. Хотя бы ради счастливых воспоминаний. Мы - не более чем наши воспоминания.»
Гордон Данн
#английскоекино
#вспомнивсе
#питердинклейдж
#воспоминания