Тревога – это эмоциональная реакция на угрозу неизвестной природы при отсутствии факторов, доказывающих наличие реальной опасности. Что-то плохое, точно не известно, или не ясно, где, но должно случиться.
Тревожность является чертой характера, совмещает в себе и эмоциональную составляющую, и когнитивный компонент (наши мысли). Это склонность переживать тревогу в ситуациях, связанных с повышенной психической или физической нагрузкой.
В какой-то степени тревожность полезна – она помогает адаптироваться к окружающей
действительности. Но высокий уровень тревожности приводит к обратному эффекту: происходит ухудшение параметров памяти (запоминание и воспроизведение, заучивание), внимания (реорганизация – усиление внимания в одних областях и ослабление в других), логического мышления, становится трудно принимать решения.
Личностная тревожность – тенденция к восприятию достаточно широкого спектра ситуаций как угрожающих. Не соотносится с настоящей объективно воспринимаемой опасностью.
Ситуативная тревожность – эмоциональное состояние, сопровождаемое ощущениями
напряжения, беспокойства, мрачными предчувствиями. Появляется в ситуации реальной угрозы и длится столько, сколько требует данная ситуация.
Причины тревожности:
1. Детско-родительские отношения.
Нарушения внутрисемейного взаимодействия являются одними из факторов, способных привести к развитию тревожности у ребенка. К таким нарушениям относят: недостаточность или избыток эмоционального контакта, отсутствие безусловного принятия, недоверие к ребенку, гиперопека, предъявление повышенных требований.
Совокупности различных нарушений формируют свои стили воспитания. Например, с высоким уровнем тревожности связан авторитарный стиль воспитания, при котором потребности ребенка игнорируются, активно используется наказание и запрет. Типичные способы воздействия на ребенка при таком стиле воспитания – принуждение (насильственное навязывание мнения старших, подавление воли ребенка), критика (часто в оскорбительной форме, с «желанием лучшего»), угрозы, игнорирование (особо тяжелый вид морального давления, часто связан с
мыслями о никчемности, ненужности). При этом базовая потребность ребенка в безопасности и любви не удовлетворяется, вследствие чего сначала семья, а затем и окружающий мир становятся ненадежными. Также с тревожностью связан безразличный стиль воспитания, при котором ребенок воспитывается по принципу «одет, обут, накормлен – что еще нужно?».
2. Технологический прогресс и активное использование соцсетей.
Благодаря смартфонам у нас в любой момент имеется возможность получить любую информацию из любой точки мира. С одной стороны, это значительно упрощает нам жизнь, но с другой стороны, снижает устойчивость к возникновению тревоги. Чем меньше мы сталкиваемся с неопределенностью в повседневной жизни, а благодаря интернету сейчас можно узнать и спланировать практически все, тем больше нас дезорганизует практически любое событие, выбившееся из нашего «графика».
3. Алекситимия.
Алекситимия является чертой личности, имеющей следующие характеристики: трудности в распознавании, описании, дифференциации чувств и физических ощущений, с ними связанных; ограниченное воображение, сложности с саморефлексией. Невозможность полноценно выражать свои переживания приводит к нарастанию внутреннего напряжения, а также повышает уровень тревожности.
4. Сосудистые заболевания, неврологические патологии.
Зачастую, повышение тревожности, приводящее к развитию расстройства, может появиться после инсульта. Существует несколько точек зрения относительно того, какой механизм вызывает формирование тревожности.
Самый простой – как очевидная реакция на болезнь и на дезадаптацию, связанную с ней. Дело в том, что при инсульте широко распространены различные нарушения – двигательные, речевые и т.д., что создает проблемы с коммуникацией и значительно снижает качество жизни. Дополнительно, точных прогнозов никто и никогда не может дать, принято считать, что ранний восстановительный период может занимать от 6 месяцев до года. Естественно в условиях подобной неопределенности и размытости перспектив весьма легко развивается тревожность.
Две следующие теории связаны с серотонином. Одна объясняет повышение тревожности со свертывающей системой крови. На фоне сосудистой патологии, увеличивается объем и активность тромбоцитов, ускоряется захват серотонина, возникает дисбаланс, который и способствует возникновению тревоги, реакций бегства или борьбы. Вторая полагает, что проблема заключается в снижении рецепторов серотонина, это приводит к увеличению его концентрации, а затем возникает тревожность.
Также существует предположение, что тревожность может быть вызвана вегетативными
сдвигами. Преобладание тонуса симпатической нервной системы приводит к симпатикотонии. У таких людей сухая кожа, холодные конечности, тенденция к гипертензии. Имеются личностные особенности - инициативность, выносливость и вместе с тем тревожность, беспокойный сон.
Немотивированные ничем реакции страха и тревоги могут выявляться при поражении
островковой доли, с гиперактивностью данной области связывают и генерализованное
социальное тревожное расстройство. Существует предположение, что причина кроется в изменении интероцептивного самосознания – способности ощущать то, что происходит внутри нас, оценивать это, сопоставлять и прогнозировать. Гиперпрогнозирование и гипероценка приводит к усилению чувства тревоги, появлению реакции избегания.
5. Тип нервной системы.
У каждого из нас имеется совокупность врожденных свойств нервной системы. И.П.Павлов выделил четыре типа нервной системы, среди которых в рамках темы данной публикации интересен слабый тип. Он характеризуется истощаемостью, неустойчивостью к монотонной деятельности, рассеянностью, поспешностью, которая может приводить к ошибкам, утомляемостью, проблемами с засыпанием и пробуждением. Людям со слабым типом нервной системы бывает сложно идти на контакт с окружающими, их нельзя назвать искателями приключений. По классификации темпераментов этому типу соответствует меланхолик.
В данной статье я опиралась на следующие источники, которые очень рекомендую для самостоятельного ознакомления:
1. Блинникова И.В., Капица М.С. Цена тревоги //Прикладная юридическая психология. 2011. №1
2. Голованова К.В. 24 типа темперамента по И.П. Павлову // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12
3. Горбунова Е.Д., Чикризова В.Б. Изучение влияния семейного типа воспитания на проявление тревожности у подростков // Вестник науки. 2024. №5
4. Зайцева О.И., Колодяжная Т.А., Зайцева Ж.Г., Игнатова И.А. Алекситимия как фактор тревожности у подростков // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. №4
5. Мазурова Н.В., Трофимова Ю. А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания // ВСП. 2013. №3
6. Путилина М.В. Тревожно-депрессивные расстройства и инсульт. Возможные этиологические и патогенетические корреляции // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(6)
7. Скворцова В.И., Концевой В.А., Савина М.А., Петрова Е.А., Серпуховитина И.А., Шанина Т.В. Постинсультное генерализованное тревожное расстройство: соотношение с депрессией, факторы риска, влияние на восстановление утраченных функций, патогенез, лечение // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010;110(10)
8. Татарбеева Е.Г. Взаимосвязь особенностей использования смартфона молодыми людьми и их личностных характеристик // Вестник науки. 2024. №6
9. Хачатрян Р.Г., Барт В.А., Маслова Л.Н., Фадеева Т.Н., Себелев К.И., Тастанбеков М.М., Алексеева Т.М., Хачатрян В.А. Клинические и структурно-функциональные особенности пароксизмальных расстройств, обусловленных опухолями островковой и височной долей // Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко. 2020;84(4)
Автор: Хаустова Анна Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru