Найти в Дзене

ИГРА И МОЗГ: МНЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГА

Важность игры для развития ребёнка – это уже известная всем истина. Покупка игрушек, всевозможные «прятки», «ракеты» и «качели» - не просто времяпровождение, а развивающие «процедуры», которые усложняются по мере взросления ребёнка и являются индикатором его «эволюции».

Через игру дети учатся построению взаимоотношений, моделируют общественную жизнь, взаимодействуют с миром. Игра – это тот инструмент ребенка, которым они познают мир, и он не менее важен, чем целенаправленные функциональные занятия.

Кроме того, в процессе игры происходит подготовка к обучению в школе. Некоторые игровые навыки, которыми ребёнок владеет (не владеет) в 5-6 лет, являются показателями готовности мозга к обучению в школе – нейропсихологической готовности.

-2

Игра – ключевой инструмент для развития мелкой и крупной моторики. Двигательное развитие ребенка органически связано с его мыслительными процессами, поэтому их невозможно развивать отдельно друг от друга, только в связке «мысль-движение» мозг способен «дозреть» до необходимого уровня обучения в 1 классе.

Например, игры «в вышибалу» и «съедобное – несъедобное» помогают ребенку развивать глазодвигательную координацию, рассчитывать силу удара, следить за броском и стимулируют мыслительную деятельность. Благодаря этим умениям ему будет легче читать, следить за строками, рассчитывать силу нажима в процессе рисования и письма.

-3

Любой нейропсихолог подтвердит, что игра является одним из лучших средств развития внимания – базовой для обучения функции психики, от состояния которой зависит мышление, речь, развитие чтения и письма. Среди игр, которые развивают внимательность у дошкольников и младших школьников – «Светофор». В этой игре, как известно, необходима оперативная реакция ребёнка на цвет (он должен быстро найти в своей одежде цвет, загаданный ведущим).

В начальной школе (особенно в первом классе) у ребёнка часто появляются трудности с саморегуляцией: им тяжело сохранять внимание в течение урока; запоминать алгоритмы действий не только в математике, но и, например, на физкультуре или в практической жизни. Для профилактики и устранения этих проблем эффективны игры с правилами – такие, как «Море волнуется» и «День и ночь» (помогают выработать навык терпения).

-4

Нейропсихологи рекомендуют также такие классические игры, как жмурки, догонялки и прятки: они помогают ребенку справиться со страхами и тревогой, сформировать навык терпения, умения ждать (в том числе своей очереди).

Для деток до 7 лет игра – такая же работа, как для взрослого на заводе или в офисе. А всякие секции, кружки и прочая внешкольная деятельность не должны быть «из-под палки». Это главное, что надо помнить родителю любого ребенка.