Несмотря на то, что Христос искупил нас из рабства сатаны своей смертью и тем соделал рабами Себе, Он не тронул нашей свободной воли, т.к. невозможно по принуждению стать богочеловеком.
Именно свободное волевое устремление к добру, проявленное в делании и созерцании, свидетельствует о духовной зрелости человека и готовности принять новое вино в меха своей души. Труд христианина - это прийти полностью в волю Бога. А чего хочет Бог?
Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои (Притч.23:26).
То есть, там, где был антихрист, должен воссиять Христос. И это место - сердце человека (антихрист - это не рогатый черт. "Анти" переводится как 'против, вместо'. А его изображение обозначает дикость, звериность, страстность, лукавство, тупость).
...и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2:20).
В святоотеческом предании под собственной волей понимается воля падшая, заключенная страстными силами, которая выглядит как управляемая, но при тщательном анализе обнаруживает свою полною власть над человеком.
Поэтому можно сказать, что страстная воля - это отсутствие воли, в том смысле, что страсти носят беднягу по свету, определяют его привычки, мировоззрение, круг общения и все остальные сферы жизни. Он не принадлежит себе, но при этом убежден, что удовлетворение своих похотей это и есть свобода и яростно защищает свое право "хотеть и иметь". Однако он не может "не хотеть"...
Он не может не тревожиться, не осуждать, не додумывать мысли других людей, не сравнивать, не спорить в голове с обидчиками - все это происходит принудительно в его уме, которое ему не под силу остановить. Он продумывает свое поведение, чтобы получить желаемую реакцию от людей; он выстраивает планы и схемы действий, чтобы удовлетворить свои раздутые запросы; он оправдывает свое малодушие и страстность, лепить на них ярлыки добродетельности - все это он называет размышлением и свято верит, что он это делает добровольно.
Попробуй посидеть 30 минут в тишине и не думать, брат! И узнаешь в какой ты беде.
Святые отцы категорически в один голос говорят, что собственная воля должна быть отсечена в пользу воли Бога. Ниже отрывок из крайне полезного труда прп. Никодима Святогорца "Невидимая брань", пропитанного подвижничеством и христианской любовью:
Вот закон любви, начертанный перстом Самого Бога в сердцах верных рабов Его! Вот отвержение самих себя, какого требует от нас Бог! Вот благое иго Иисуса Христа и легкое бремя Его! Вот покорность воле Божией, которой требует от нас Искупитель наш и Учитель и собственным примером Своим и Своим словом! Ибо не повелел ли наш Начальник и Совершитель нашего спасения Господь Иисус говорить в молитве своей к Небесному Отцу: «Отче наш... да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли» (Мф. 6, 10)? И Сам Он, вступая в подвиг страданий, не возглашал ли: «не Моя, Отче... но Твоя да будет воля» (Лк. 22, 42)? И о всем деле Своем не сказал ли: «снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Ин. 6, 38)?
Отсюда следует, что жить по воле Божьей это, в первую очередь, сердечное расположение, а не гадание как правильно поступить в конкретной жизненной ситуации.
"Что Богу угодно: чтобы я в Африку в отпуск поехал или в Сочи?" или "Выходить замуж или в монастырь?". Такой приходит в храм и начинает терзать священника или старца о том, какой план у Бога на него. Тот, искусившись, начинает советовать или даже играть в прозорливость.
Другой начинает открывать Писания в случайном месте и додумывать о воле Бога о нем на основании прочитанного.
Не нужны Богу наши красивые богоугодные дела, и какие выборы мы делаем Ему не интересно. Бог селится в сердце сокрушенное и преданное без остатка! Это духовный акт, а не внешний. И этот синергический союз смиренного сердца человека и действия Духа в нем порождает внешнее поведение, которое не несет в себе греха, каким бы причудливым оно не было для стороннего взгляда, т.к. корнем имеет волю Бога.