Найти в Дзене
БиоЛогика

Науки и лженауки. Часть вторая.

Несколькими днями раньше мы говорили, что собой представляет фундаментальное разделение дисциплин на науки и лженауки.

Какие же критерии выбраны в качестве основополагающих для отделения научных гипотез от всего остального, что существует в мире?

Давайте-ка пристально рассмотрим этот вопрос.
Давайте-ка пристально рассмотрим этот вопрос.

Предметность.

Прежде, чем проверять, имеет ли та или иная гипотеза шансы стать научной, надо понять, есть ли собственно предмет изучения. Примером теории, которая возникает при отсутствии предмета изучения - это астрология. Не путать с астрономией - это фундаментальная наука, исследующая небесные тела и не только. Итак, астрологи рассматривают закономерности между положением и движением небесных тел и психологическими особенностями человека, а также его судьбой. При этом нет никаких достоверных исследований, что, собственно, предмет изучения имеет место, то есть что такие закономерности существуют, и влияние небесных тел на судьбу человека в принципе есть. Более того, хорошо бы еще доказать, что понятие “судьба”, будучи обращенным не к прошлому, а к будущему, вообще имеет смысл.

Кстати, проблема с предметом исследования касается не только таких мифических наук, как астрология, но и вполне себе традиционных дисциплин, изучаемых, например, в школе. В обычной, общеобразовательной, не в Хогвардсе. Давайте рассмотрим историю.

Целый ряд исследователей отказывают ей в праве считаться наукой, поскольку предмет изучения истории - это события. А между тем одно и то же событие в летописях разных авторов из разных государств может сильно различаться. Для примера возьмем битву новгородцем со шведами в 1240 году. Долгое время ситуация с этим историческим событием была исключительно забавна, поскольку на территории СССР и России эта битва изучалась как значительное событие, в результате которого Александр стал именно Невским, а вторая сторона этой битвы – шведы – не считали эту битву реально существующей, поскольку архивы документов Швеции не содержали никаких упоминаний о том, что битва была, не говоря уже о каких-то подробностях про победителей, проигравших, потери, главнокомандующих и пр.

Ну, как-то так...
Ну, как-то так...

И только недавно найденные шведами документы в собственных архивах вынудили признать это событие реальным. Но сколько еще разночтений в трактовке событий как давней, так и недавней истории? И как быть с предметом изучения, который одновременно существует и не существует, в зависимости от того, на территории какой страны мы находимся?

Впрочем, такое положение вещей по мнению некоторых историков свидетельствует скорее не о том, что история - не наука, а о том, что история как наука находится в самом начале большого пути по сведению историй разных стран и народов в единый корпус исторических знаний. А начало любой науки - это осознание границ предмета изучения, то есть проведение линии между тем, что мы, как представители науки, изучаем, а что должны изучать другие исследователи других наук.

2. Верифицируемость.

Если какая-то гипотеза претендует на то, что является научной, то тот, кто ее выдвигает, должен сформулировать, какими способами ее можно доказать. При этом методы доказательства, естественно, тоже должны базироваться в научном поле, например, можно предложить эксперимент, который доказывает гипотезу. Причем, что интересно, не является важным, можно ли этот эксперимент произвести прямо сейчас - так бывает, что развития технологий на данный момент недостаточно, чтобы доказать гипотезу, но ученые понимают, каким должен быть инструментарий, чтобы этого добиться.

Скажем, гипотеза о том, что находится на обратной стороне Луны являлась научной, поскольку было понятно, что достаточно собрать летательный аппарат, которые облетит Луну и сделает снимки, и она может быть подтверждена. При этом на момент создания гипотезы такого аппарата не было. А когда целый ряд гипотез упираются в отсутствие необходимого устройства для подтверждения или опровержения, международное научное сообщество из 100 стран может собраться и коллективно построить, например, большой адронный коллайдер - ускорить заряженных частиц, который позволил осуществить прорыв сразу в нескольких отраслях физики.

Впрочем, тут тоже не все просто. Дело в том, что иногда исследователю удается найти факты, подтверждающие ту или иную гипотезу, но это не делает ее доказанной. Чтобы это понять, не надо быть великим ученым. Скажем, я формулирую гипотезу: “Все люди имеют 32 зуба”. Формулирую способ ее подтверждения: осмотр людей с подсчетом количества зубов. Начинаю осматривать - у первого - 32 зуба, у второй тоже, у третьего тоже… А у четвертого нет зубов мудрости. Но теоретически, учитывая количество людей, я мог бы довольно долго не натыкаться на такого представителя рода человеческого, у которого их не 32. Например, если бы я такие подсчеты начал производить в Африке или в Азии - там зубы мудрости есть у абсолютного большинства людей, а вот в Европе люди, у которых этих зубов нет, встречаются чаще.

На это обратил внимание философ и социолог Карл Поппер в 1935 году. Взамен критерия верифицируемосоти, который требует предложить способ доказать истинность гипотезы, он предложил свой критерий - фальсифицируемость, или, как его часто называют, критерий Поппера, который обязывает исследователя предложить способ опровержения своей гипотезы. По мнению Карла Поппера гипотеза может считаться научной лишь в том случае, когда есть понятный способ ее опровержения, в противном случае гипотезу необходимо признать антинаучной, псевдонаучной, к каковым Поппер относил астрологию, психоанализ, марксизм, а заодно с ними - историю, социологию и ряд теорий экономики.

Работы Карла Поппера вызвали волну критики, но я упомянул его в своей книге не для того, чтобы в эту волну окунуться, а для того, чтобы стали понятны причины, по которым люди часто путают научные и псевдо- или лженаучные гипотезы и теории.

В следующей статье мы продолжим про то, как отличить науку от лженауки.