Найти тему
БиоЛогика

Наука и лженауки. Часть первая.

Науки относятся к тем явлениям, которых в природе не существует. Как это так, казалось бы?

Хорошо, представьте, что все люди ненадолго покинули Землю. Осталась ли существовать, скажем, физика? Или биология с историей? Останутся объекты изучения наук - физические явления, растения и животные, почвы, наша планета и другие космические объекты в конце концов. Несомненно, останутся книги, сайты, посвященные научным изысканием и открытиям, останутся лаборатории и исследовательские центры, но, поскольку людей нет, никаких исследований тоже нет. А любая наука - это в первую очередь деятельность людей, направленная на изучение нас самих или мира вокруг нас. Нет людей - нет деятельности!

Как видите, пустая лаборатория исследований не производит. Непременно нужны люди.
Как видите, пустая лаборатория исследований не производит. Непременно нужны люди.

Но вот любая ли человеческая деятельность является научной? Очевидно, что нет. Скажем, древний человек добывает себе коренья и плоды для пропитания - это научная деятельность? Нет, у нее совершенно другие задачи. Человек решает насущные проблемы выживания. Но вот в процессе этой деятельности он начинает замечать, например, что определенные плоды растут строго в определенных условиях, например, в местности засушливой, или, наоборот, болотистой. Что вкусны они тогда, когда становятся красными, Что существуют очень-очень похожие плоды, тоже красные, но они горькие и от них болит живот, а достоверно отличить одни от других можно только по типу листа - у “правильных” плодов лист, скажем, округлый, а у горьких - продолговатый. Таким образом в отношении такого плода у человека возникает определенный опыт.

Забегая далеко вперед, я отмечу, что опыт может формировать не только человек. В той или иной степени, формировать свое поведение с использованием опыта, полученного в ходе жизни, умеют многие организмы. Мы часто сталкиваемся с таким поведением на примере, скажем, домашних питомцев. Собаки хорошо запоминают, какие люди к ним добры, делятся едой, и таких гостей в вашем доме частенько быстро распознают, запоминают и предпочитают их другим людям, от которых угощения добиться не доводилось. Кошки быстро выучивают самые теплые места в доме, и используют их для сна. Это все примеры поведения, которое формируется на базе полученного опыта. Но поведение человека основывается на опыте едва ли не на все 100%, и от этой особенности у нас есть и “бонусы”, и “проблемы”, к которым я вернусь в отдаленных главах этой книги.

Опыт - это всегда правильные наблюдения? Выясняется, что совсем не всегда. На основе одних наблюдений в результате формируются науки, на основе других, например - суеверия. Скажем, описанные нами в примере с древним человеком наблюдения, подкрепленные наблюдениями других людей в его племени, передаваемые из уст в уста задолго до изобретения письменности формировали картину мира, которая позволяла нашим далеком предкам выживать, сохранять эти знания, а спустя века легли в основу географии, биологии и других наук. Но вот, скажем, откуда взялось суеверие о том, что черная кошка, перебежавшая дорогу - непременно к несчастью, которое может быть нейтрализовано, если три раза плюнуть через плечо? Вероятно, тоже из каких-то наблюдений. Так что не всякое наблюдение непременно приведет к созданию науки или к ее обогащению.

Опыт, приобретенный человеком в ходе взаимодействия с окружающим миром, называют эмпирическими знаниями. В определенный момент развития человека как вида у нас появилась речь и возможность обмениваться такими наблюдениями. Началось накопление опыта уже не в рамках одного человека, а в рамках сообщества, племени. Это оказалось очень эффективно - не даром говорят, что “одна голова хорошо, а две - лучше”, не говоря уже о 30-ти или даже 50-ти головах. Таким образом формировалась коллективная система знаний, которая обеспечила выживание древних сообществ людей.

Возможность обмениваться знаниями, сохранять их и передавать потомкам - это то, что очень трудно переоценить. Приведу небольшой пример.

Несколько лет назад группа ученых, изучавшая крупных человекообразных обезьян орангутанов, которые являются достаточно близкими нашими родственниками в эволюционном плане, обнаружила самца, который научился ловить рыбу. Такая форма поведения для этих обезьян не свойственна, но вот нашелся один, вероятно очень умный, который взял и освоил новый способ добычи пищи.

У нас рыбаки выбирают менее экзотические позы на берегу как правило...
У нас рыбаки выбирают менее экзотические позы на берегу как правило...

Проблема только в том, что орангутаны ведут одиночный образ жизни, образуя пары только в брачный период, да и то ненадолго. Так что первооткрыватель рыболовства среди орангутанов даже своим собственным детям этот навык не передал. Совершенно иная ситуация в стае - там такое открытие могло бы быть поддержано другими особями, и имело бы шанс войти в повседневный обиход.

Так что можно говорить о том, что в целом коллективность, что называется, решает. А вовсе не интеллектуальность.

Со временем опыт накапливался все больше, наблюдения становились все более с одной стороны детальные, с другой - масштабные, охватывающие разные территории, крупные временные отрезки, большое количество особей. На базе этого всего начала формироваться наука. Наверное, вы знаете, что первые научные концепции возникли в период античности, когда сформировались и первые научные сообщества. Если вы всерьез начнете изучать труды античных ученых, то довольно быстро заметите такую закономерность: наряду с удивительными догадками, которые порой до сегодняшнего дня не теряют своей актуальности, в них встречаются настолько ошибочные гипотезы, что даже не самый прилежный школьник средней или старшей школы не сможет сдержать улыбку: “Что, они и вправду так считали???”

Наверное, тут тоже очень помог бы пример. Классическим может быть Аристотель (384-322 гг до н.э.).

Скорее всего, я не первый, кто упоминает вам этого человека, поскольку это был видный мыслитель античности, учитель самого Александра Македонского, ученый, которого считают “отцом” сразу нескольких наук. Сфера интересов Аристотеля была достаточно большой, и, в числе прочего, он интересовался окружающим миром. В его работах можно найти описания более чем 500 живых организмов, некоторые из которых были изучены им с точки зрения строения, некоторые - классифицированы.

В целом, вклад Аристотеля в то, что в дальнейшем стало наукой биологией можно считать значительным, и мы неоднократно будем возвращаться к его концепции в различных частях этой книги. Но, наряду со всем этим, Аристотель верил в то, что жизнь зарождается спонтанно, сама собой. Он полагал, что частицы вещества содержат некое “активное начало”, которое, если совпадут условия, создаст новую жизнь. Он считал, что активное начало есть, например, в солнечном свете, в тине, в гниющем мясе.

И тут вот что важно: утверждение, что жизнь может самозародиться в гниющем мясе, которое сейчас всерьез не воспринимается даже плохо образованным человеком, напрямую следует из опыта наблюдений. Представьте себе, что раз за разом люди, оставлявшие какие-то куски мяса на солнце, обнаруживали, что в гниющем мясе ползают всякие черви. Их (червей) еще вчера не было, а вот сегодня они появились. Что может подумать в этой ситуации человек, который не знает биологии? Черви самозародились в мясе!

Действительно, достоверные научные наблюдения в античных трудах щедро сдобрены ошибочными, а эта смесь тщательно замешана на религиозных убеждениях, в которых изобилуют мифические персонажи, которые, по мнению античных мыслителей, частенько вмешивались в дела людские. Один из мифов, например, описывает или появление пауков как отряда, или их способности создавать паутину путем превращения в паука некой Арахны, которая сразилась с богиней в искусстве создания тканей. Конечно же, она проиграла, но зато наука, изучающая паукообразных, в честь нее называется арахнологией (арахно - паук, логос - изучать), а паническая реакция при виде паука - арахнофобией (фобия - страх, ужас).

Со временем возникла необходимость каким-то образом отделить научные знания, гипотезы и теории от ненаучных. Это вполне понятно, ведь строить, скажем, производство на базе идеи, которая не подтверждается - это гарантировано потратить время и деньги впустую. Это оказалось настолько непростой задачей, что до сих пор многие взрослые люди не различают научные концепции в той или иной области от ненаучных, что особенно печально в наше время, когда есть огромное количество псевдонаучных книг, которые всячески стараются быть похожими на науку, используют ее термины, представляют материал примерно также, как это делается в научной литературе, и в результате обманывают очень многих читателей. Более того - существуют большие организации, которые выдают таким лжеученым лженаучные звания - академик, профессор и пр. Видите, быть причастным к научному знанию настолько престижно, что даже те, кто не имеют к нему отношения, очень хотят!

Продолжение следует...