- Разбили тарелку, стул или телевизор в ресторане? Разбираемся, кто виноват и что делать.
Случайно разбитая посуда в кафе – обычное дело, и такие ситуации часто четко регламентированы руководством. Большинство заведений списывает подобные проблемы в расходы компании, а гостю зачастую бесплатно заменяют блюдо или напиток на новый, чтобы сохранить лояльность и репутацию. Однако не все готовы нести такие убытки, тем более, когда ущерб может быть серьезным.
Кто должен платить за разбитую посуду
Чтобы понять, нужно ли платить за разбитую посуду, нужно определить, есть ли в этом вина посетителя.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, если порча имущества произошла случайно или по вине ресторана, расходы несет владелец. Если же ущерб нанесен умышленно – его стоимость обязан компенсировать виновник.
Например, если гость сел на сломанный стул и уронил стакан, его вины здесь нет. А вот если он кинул тарелку в телевизор, оплатить придется. Благо, присутствие камер в ресторанах позволяет легко проверить, что произошло.
Нюансы
✅Некоторые заведения, особенно с сильным алкогольным упором, имеют в меню отдельную страницу с прейскурантом на бой посуды и порчу имущества. Подразумевается, что так с гостем заключена договоренность о стоимости вероятного ущерба, но по закону так сделать нельзя. В меню может быть указана стоимость только блюд и услуг, имущество не относится ни к одной из этих категорий. Здесь ущерб компенсируется исходя из рыночной стоимости. Взыскать 2000 рублей за граненый стакан не получится.
✅Если гость чрезмерно эмоционально жестикулировал или был сильно пьян и смахнул тарелку со стола, его вина в небрежном отношении к имуществу, и стоимость придется оплатить.
✅Ущерб, нанесенный детьми, оплачивают родители. Но если ребенок до 14 лет что-то разбил во время посещения с классом или лагерем, расходы несет ответственная организация.
Спорные ситуации можно решить через суд, но нужно помнить, что виновному лицу дополнительно вменят все понесенные издержки.
Подводя итоги:
Если в порче имущества есть вина ресторана, расходы ложатся на владельца. Например, если поспособствовала сломанная мебель, слишком узкий проход или скользкий пол. В таких случаях гость будет прав, и иногда может иметь право взыскать компенсацию, если его здоровью нанесен ущерб.
Если со стороны ресторана нарушений не было, а гость что-то разбил умышленно или по неосторожности, оплатить придется ему, исходя из рыночной стоимости ущерба. Счет за урон выставить можно, но взыскать завышенную сумму вряд ли получится.