Общество время от времени потрясают новости о кровавых и жестоких происшествиях в учебных заведениях, возникающих спорадически, но достаточно часто, приобретая характер какого-то ужасающего социального явления.
Очередное преступление было совершено в коррекционной школе Челябинска: подросток напал на своих одноклассников, причинив им телесные повреждения.
Много будет рассуждений на эту тему и поиск виноватых. Кого-то обвинят в халатности, кого-то в невыполнение своих обязанностей и через некоторое время общественное внимание переключится с этого события на другие новостные события. До следующего подобного происшествия. Будет ли оно?
Увы, скорее всего, да, поскольку причины, порождающие подобные инциденты, пока никто всерьез не анализировал и не работал над их устранением. Те меры, что предпринимаются, носят лишь оперативный, технический характер: усилить охрану, усилить наблюдение в классах, наладить мониторинг социальных сетей и пр. А системные, базисные факторы, детерминирующие подобные асоциальные проявления, остаются практически нетронутыми, за зоной внимания и предпринимаемых мер.
Нападения в школах стали уже не единичными эксцессами, они повторяются довольно часто, принимая систематический характер, что свидетельствует об определенных закономерностях и факторах, их порождающих. Ну, скажем, если в кастрюле с водой начинают появляться и лопаться пузыри, значит, что-то там внутри, в глубине, киснет. Идут какие-то процессы брожения.
Я посмотрел опубликованную в интернете запись подростка, опрашиваемого сразу после ЧП в школе. Наверное, многие будут упирать на то, что по виду он похож на выходца из азиатского или восточного региона, стало быть, по их мнению, это опять продолжение раскрученной на данный момент "мигрантской темы"? Собственно, это уже проскальзывает в некоторых комментариях по социальным сетям.
Думаю, не все так однозначно - нападения и акты агрессии в учебных заведениях совершаются детьми разных национальностей и даже разных социальных групп. В т.ч. даже из числа коренных граждан, весьма обеспеченных семей, занимающих достаточно высокое положение в обществе. И не всегда это неблагополучные семьи, бывает, что на преступление идут отпрыски из полной и, казалось бы, вполне благополучной семьи.
Да, в данном случае ЧП произошло в коррекционной школе, но разве было мало случаев, когда такие нападения совершаются в обычных, и даже престижных учебных заведения?
В общем, уловить здесь общие закономерности достаточно сложно, но они безусловно есть. Просто в их основе не какие-то внешние факторы (они как раз могут отличаться), а причины более глубокого, социального плана.
В стране наблюдается рост подростковой преступности, причем в наиболее тяжелых формах. И часто в групповой форме, что отмечается правоохранительными органами:
Слушая сбивчивые объяснения задержанного школьника, которые он давал в видеозаписи сотрудникам правоохранительных органов и позже опубликованным в интернет-новостях, я заметил одну характерную деталь: полное отсутствие эмпатии. Т.е. подросток не сопереживает одноклассникам, в избиении которых он обвиняется, а полностью зациклен на собственных эмоциях.
Вот, пожалуй, то общее, что характерно для таких ЧП: нападающие дети и подростки, молодые люди лишены базовой социальной эмоции: эмпатии, возможности сопереживать и, главное, сочувствовать другим людям. Они если и чувствуют страх, боль своих жертв, то полностью игнорируют эти эмоции или даже наслаждаются ими. Для них значимым является лишь их собственное Я, их чувства, их желания, их личные интересы.
Как и когда возник подобный феномен, и можно ли его нейтрализовать детекторами, металлорамками в школах и колледжах, ВУЗах? Правильная постановка вопроса приближает к правильным ответам. Конечно же, эгоцентризм возник не сегодня и даже не вчера. Я вспоминаю передачу, которую усиленное раскручивали по российскому ТВ сразу после крушения СССР. Называлась она, вроде, "вы лишний" или "слабое звено". Там стервозного вида дама вела интеллектуальное состязание, где участники должны были отвечать на различные вопросы. Тот, кто не угадывал - выбывал из конкурса. Под злорадный возглас ведущей: "Вы здесь лишний!".
Потом это медийное ноу-хау подхватили и доработали в других передачах: проигравшие участники состязаний уже не просто уходили, а вылетали или проваливались куда-то вниз, в тартарары:
Как социолог я обратил внимание на эту передачу именно из-за этой акцентуализации: она словно медийный таран разрушала коллективистскую психологию прежнего советского строя, насаждая крайний индивидуализм: "Думай только о себе, и пусть остальные летят в тартарары!". Возможно, именно в этом и состояла ее идейная сверхзадача: добить советский коллективизм и атомизировать общество, разрушив в нем горизонтальные связи - в виде эмпатии и взаимопомощи.
Могут сказать: все это было в 90-ых и нулевых.. Но а сейчас что? Я, наверное, один из немногих, кто не смотрел сериал "Слово пацана", который выпустили на экраны не смотря на протесты и отрицательное отношение многих общественных и государственных деятелей, включая главу Республики Татарстан Рустама Минниханова. Их опасения вполне подтвердились: это кино лишь усилило героизацию молодежной уличной субкультуры, породив многочисленных подражателей.
Дети, как цветы жизни, произрастают именно на этой почве, уже изрядно подкисленной за годы и десятилетия реформ и общественных катаклизмов. Стоит ли удивляться тому, что с ними происходит? Удивляемся, наверное, уже все меньше, но все еще ужасаемся. И это, по крайней мере, дает небольшую надежду, поскольку подобные проявления жестокости еще не воспринимаются как устоявшаяся норма.