Найти тему

Обслуживание автомобильных аккумуляторов: как, зачем и есть ли полностью необслуживаемые модели?

Автомобильный аккумулятор — основной источник энергии для бортовых систем автомобиля при заглушенном двигателе. Именно аккумулятор позволяет нажатием кнопки или поворотом ключа запускать двигатель. Аккумуляторы бывают разных типов, емкости, мощности, размеров, а еще — обслуживаемые и необслуживаемые. Первым необходим регулярный контроль состояния электролита и подзарядка по специальной технологии с помощью стационарного зарядного устройства. Необслуживаемым, несмотря на название, тоже нужен уход. «Движок» разбирался в том, как правильно это делать, вместе со специалистами компании SpeedMate.

Первое и главное, на что обратили наше внимание эксперты бренда: вопреки расхожему мнению, необслуживаемые аккумуляторы тоже необходимо обслуживать — и не только во время хранения на полке магазина. Кроме того, правильный уход необходим источникам энергии и в случае длительных простоев автомобиля, и в процессе его интенсивной повседневной эксплуатации.

Автомобиль стоит. Причем долго

Длительные простои негативно сказываются на многих узлах автомобиля, особенно на аккумуляторе. Как правило, батареи старше четырех лет в силу возраста имеют пониженную емкость и нуждаются в правильном обслуживании. Однако проблемы не дают о себе знать, пока не наступит зима и низкие температуры не потребуют большей мощности тока.

Аккумуляторы серий AGM и EFB, предназначенные для автомобилей с системой Start/Stop, действительно, лучше выдерживают глубокий разряд, чем обычные свинцово-кислотные батареи, так как обеспечивают гораздо большую энергоэффективность. Но и их обслуживание, как и обслуживание любой другой батареи, требует осторожности и внимания. И зимой, и летом при низком заряде батареи могут возникнуть проблемы с запуском, а система Start/Stop может попросту перестать работать или деактивироваться, заметно увеличив расход топлива.

ВАЖНО: из-за длительного простоя автомобиля система управления аккумулятором может неправильно диагностировать состояние заряда.

На всех АКБ нужно контролировать напряжение на клеммах и не допускать глубокого разряда или перезаряда. Хронический недозаряд, например при частых поездках зимой на короткие расстояния, приводит к выходу батареи из строя за два-три сезона. Перезаряд же вызывает электролиз («кипение») и потеки электролита, выводя аккумулятор из строя за еще более короткий срок. Нормальное напряжение на полностью заряженной АКБ во время работы двигателя должно быть в пределах 13,5–14,0 В.

Уровень заряда батареи ниже 12,5 В может привести к снижению доступной емкости и постепенному выходу аккумулятора из строя. Этого можно избежать, следуя двум простым правилам: своевременно заряжать аккумулятор и периодически совершать поездки на длительные расстоя­ния.

Своевременная зарядка

Решение заключается в том, чтобы заряжать аккумулятор с помощью зарядных устройств, у которых есть возможность изменять режим заряда. Когда батарея полностью заряжена, они поддерживают правильное состояние заряда батареи и таким образом продлевают срок ее службы. Если вы не можете часто подключать зарядное устройство, заряжайте аккумулятор не реже одного раза в месяц-полтора, пока автомобиль припаркован.

В целом идеальные условия для хранения аккумулятора — около 0 °C в плюсовом диапазоне. При таких температурах химические процессы замедляются. В ряде случаев (в основном этому подвержены аккумуляторы для грузового транспорта) долгое хранение при температурах +15–20 °C и более может привести к «стратификации» электролита. Это явление, при котором из-за разной плотности дистиллированная вода может оказаться сверху, а электролит, будучи более плотным, — снизу. Рабочие характеристики аккумулятора в этом случае ухудшатся.

-2

Длительные поездки

Редких поездок по магазинам может быть недостаточно, чтобы поддерживать аккумулятор в хорошем состоянии. При выезде на автомагистраль нужно проехать порядка 20 км, чтобы генератор смог компенсировать энергию, затраченную на запуск двигателя. Может помочь и ограничение использования энергопотребляющих устройств, таких как кондиционер, привод и обогрев сидений, пользовательские DIY‑аудиосистемы.

-3

Автомобиль эксплуатируется

Любой кислотный аккумулятор, даже если автомобиль припаркован на непродолжительное время, разряжается во время стоянки примерно на 20%. Это обусловлено процессами, протекающими внутри корпуса батареи, но в химические дебри мы здесь углубляться не будем. По словам специалистов SpeedMate, следует помнить, что даже при постоянной эксплуатации автомобиля практически нет гарантий, что аккумулятор заряжен на 100%. Большинство автомобильных генераторов выдает 14,3 В — напряжение, при котором аккумулятор можно зарядить в лучшем случае на 90%. Напряжение, позволяющее зарядить его на 100%, составляет 14,5–14,6 В, а это уже параметры далеко не каждой зарядной станции.

ВАЖНО: SpeedMate рекомендует хотя бы два раза в год подзаряжать аккумулятор даже в постоянно эксплуатируемой машине.

Проблемы с уровнем заряда не обходят стороной и автомобили с системой так называемой интеллектуальной зарядки батареи (Intelligent Battery Sensor или IBS). Например, при замене штатного аккумулятора на батарею иной емкости крайне важно прописать в систему характеристики нового аккумулятора. Сама IBS не способна «понять», какой аккумулятор установлен в автомобиль, поэтому замена батареи без обновления данных в системе может приводить к глубокому недозаряду или губительному перезаряду аккумулятора. Кстати, в большинстве автомобилей с системой интеллектуальной зарядки целевым состоянием заряда батареи считается и установлен по умолчанию уровень 80%.

В SpeedMate отмечают также важность исправного состояния генератора. В стареющем парке автомобилей, особенно отечественного производства, нередки случаи, когда генератор выдает от 13 до 15 В. Несмотря на то что на аккумуляторы SpeedMate действует двухлетняя гарантия, эксплуатация автомобиля с неисправным генератором может привезти к поломке, которая будет признана негарантийным случаем.

-4

Вкратце о торговой марке

SpeedMate создан в 1993 году и входит в состав одного из крупнейших холдингов Южной Кореи. Бренд имеет собственную сеть из 590 авто­сервисов c 7 млн клиентских заездов. В фирменном каталоге — 25 товарных групп и 10 тыс. артикулов запчастей. C 2002 по 2024 год SpeedMate — победитель премии Korea Brand Power Index в номинации «Обслуживание автомобилей». Аккумуляторы SpeedMate выпускаются при непосредственном сотрудничестве с Clarios (в прошлом Johnson Controls — компания, в состав которой в разные годы входили Varta и Delcor), а также заводами-поставщиками Renault Alliance, Geely Automobile, JAC Motors. Страны производства: Республика Корея, КНР.

Фото: пресс-служба Speedmate