«Когда не хочешь что-либо делать, ты ищешь (и находишь) десятки причин. Когда на самом деле нужно – берешь и делаешь». Утверждение, заметим, на все времена и на все случаи жизни. Никто не спорит, что дети, особенно маленькие – настоящие энерджайзеры, сгустки энергии. Редкий ребенок спокойно посидит на месте больше десяти минут.
Надо бежать, действовать, открывать, исследовать – здесь можно употребить десятки самых разных глаголов, и все подойдут. Родители частенько не вписываются в темп своих детей. Их хватает на какое-то время, затем требуется передышка. Но неугомонный ребенок упорно требует продолжения – мама, папа, вперед! И… не находится другого подходящего выхода, кроме как смартфон с игрушками и мультиками.
Зададим и другой вопрос: а что дома? В плане чистоты, порядка и организации? Частенько слышим дежурное оправдание – вы же знаете, что такое дети. Работаем, устаем. А с маленькими детьми убирайся или наоборот, не убирайся – результат получится всегда одинаковым.
Типичная ситуация? На наш взгляд, да. И причины, на наш скромный взгляд, не в усталости родителей и их нежелании что-то сделать, а в современных подходах, которые практикуются в наши дни. Есть такое понятие – детоцентричность. Иными словами, родители добровольно принимают на себя обязанности круглосуточных аниматоров. «Они же детки, их надо развлекать». Вот мамы и папы стараются вовсю, по мере собственных возможностей. Квесты, детские праздники, новейшие гаджеты, «развивайки», английский-китайский, хоккей и вокал. Не хотим сказать, что это плохо. Но: постепенно, месяц за месяцем, год за годом в детях вырабатывается потребительский подход – как по отношению к собственным родителям, так и к окружающей действительности. Мамы и папы, дедушки и бабушки из шкуры вон лезут, чтобы ребенок был обеспечен самым-самым, ни в чем не нуждался. Стараются вырастить эстрадную звезду, олимпийского чемпиона или крутого IT-специалиста. А в итоге дети к пятнадцати годам не знают элементарных вещей: где в доме ведро и тряпка, как включается пылесос, как готовится яичница, как заваривается чай. Зачем – ведь достаточно состроить гримасу, и родители тут же бросятся удовлетворять любую прихоть.
Что делать, как вырваться из порочного круга? Давайте рассуждать.
«Каждой вещи – своё место». Мы даем этот совет в своих «взрослых» статьях. Сегодня взглянем на вопрос под иным углом: даже малыши детсадовского возраста должны знать, что такое порядок в доме. Не нужно закатывать истерику, требовать от родителей немедленно отыскать любимую куклу или машинку. Игрушка ровно там, где была оставлена вчера вечером. Куда положил – туда и взял. А класть свои игрушки следует в строго отведенные места. К десяти-двенадцати годам дети уже способны выполнять мелкую домашнюю работу: уборка пыли, пылесос и пр. Не говорим уже про необходимость ухода за школьной формой и личными вещами. Вовлекайте детей в домашний труд. Показывайте личным примером, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Что любимое картофельное пюре не получается просто так: покупается в магазине картофель, моется, чистится, отваривается, добавляются молоко и масло, всё это толчется и только затем подается на стол. Растите маленьких хозяев, а не больших потребителей!
Общесемейные дела. Старайтесь не сюсюкать с детьми, включая малышей. Просто подбирайте для них нужные слова – сообразно возрасту и кругозору. Стройте правильные речевые конструкции. А теперь к делу. Вот они, долгожданные выходные. Ребенок жаждет очередной «развлекаловки», причем здесь и сейчас. Между тем, дома… ну, скажем так, не идеальный порядок. Конечно, можно пойти на конфликт. Или кинуться ублажать дитятко. Но нам видится иной выход: общесемейная позитивная волна. «Сделал дело – гуляй смело». Накинемся вместе, разложим вещи, сотрем пыль, попылесосим, вымоем полы, подготовимся к работе и школе. Чем энергичнее накинемся, тем раньше освободимся (и дольше будем развлекаться). В конце концов, дети быстро привыкают к рутине и принятому родителями порядку. Это и называется «дисциплиной». Как поработал – так и отдохнул. Принцип, который непременно даст всходы и во взрослой жизни.
Рутина и приятности. Наконец, есть еще одно модное слово – мотивация. Родители суют детям смартфоны с единственной целью – получить хотя бы час, нет, полчаса вожделенной тишины. Чтобы дети от них «отвязались». Это работает, но на ближнесрочную перспективу. В стратегическом плане мамы и папы оказывают самим себе медвежью услугу. Детей не нужно развлекать – их надо воспитывать. Объяснять, что такое хорошо, что такое плохо. Разговаривать. Выстраивать мостик доверия. И да – не принимайте начетистый, менторский тон. Как отмечалось выше, ловите позитивную волну. Вовлекайте ребят в свои дела, давайте им понять, что они неотъемлемая часть семьи. Иногда требуется и их помощь – решающая помощь. Закрепляйте любой успех. Находите ободряющие слова. Не «бестолочь», а «умница». Поработаем еще, закрепим навыки, и всё получится! Обязательно продумывайте и общесемейные маленькие ритуалы. Собирайтесь вместе за ужином (только, пожалуйста, оставив в другой комнате свои электронные «дурилки»). Обсуждайте прожитый день, вспоминайте смешные сценки и истории из жизни детского сада или школы. Как бы невзначай намечайте программу действий на ближайшее время – в том числе и работу по дому. Всё хорошо, когда есть помощники, есть настроение, работа спорится. И да: хорошо поработал – хорошо отдохнул. Это святое!
Обязательно все вместе стройте планы на выходные. В двух частях: рутинные обязанности и при этом обязательный «культурный досуг». Одно непременно должно проистекать из другого. Ваш выход, дорогие родители: что-то пообещав, сделайте всё от себя зависящее, чтобы выполнить обещание. У детей сильно развито чувство справедливости – не злоупотребляйте доверием своих детей. Всё будет хорошо!
Подписывайтесь на наш канал, чтобы регулярно узнавать еще больше интересной и полезной информации!