Индустрия спорта растет и развивается — например, ежегодно появляется все больше желающих поучаствовать в многокилометровых забегах. Но кто зарабатывает на проведении таких марафонов?
С чего все начиналось
В конце двухтысячных беговые мероприятия в России были редкостью, и те, кто участвовал, часто жаловались на плохую организацию: оплату принимали только наличными, не было возможности зарегистрироваться онлайн, а результаты забега приходилось ждать по несколько дней.
Сегодня же ситуация улучшилась, и наглядный тому пример — «Московский марафон».
Европейские организаторы марафонов ежегодно зарабатывают миллионы долларов, но о российских такое сказать трудно, потому что они не выкладывают публично свои финансовые отчеты.
Директор Московского марафона Дмитрий Тарасов подчеркивает, что марафоны практически не приносят прибыли: основная часть средств расходуется на подготовку мероприятия, а остальные средства идут на его рекламу как внутри страны, так и на международном уровне. Московский марафон активно участвует на выставках в США, Европе и Китае, вкладывает средства в интернет-маркетинг и социальные сети.
Один из руководителей в сфере спортивных событий также отмечает, что большинство подобных мероприятий в России не достигают даже операционной окупаемости, а доходы удается получить лишь немногим.
Но организация марафонов обладает большим потенциалом: с увеличением числа участников финансовая выгода от марафонов усилится, что сделает их привлекательными для крупных инвесторов. Кроме того, Владимир Волошин из Newman Sport отмечает, что в России участники марафонов становятся все моложе: мужчины в среднем участвуют в 30-34 года, а женщины — в 25-29 лет, что на несколько лет младше по сравнению с аудиторией марафонов в Европе.
По результатам исследования, которое провела компания RunRepeat, с 2009 по 2014 годы число россиян, участвующих в марафонах, увеличилось в четыре раза — быстрее, чем в любой другой стране. Второе место занимает Китай с ростом в 3,5 раза, а третье — Филиппины, где рост троекратный.
Европейские марафоны
World Marathon Majors — это объединение самых крупных марафонов в мире (Бостон, Лондон, Берлин, Чикаго, Нью-Йорк, Токио). У этих забегов хорошие призовые фонды: от 350 тысяч долларов в Лондоне до 800 тысяч долларов в Нью-Йорке, при этом победители получают около ста тысяч долларов.
Проводятся такие марафоны обычно один раз в год. Чтобы поучаствовать в одном из них, необходимо либо продемонстрировать хорошие спортивные результаты, либо выиграть место через лотерею. К примеру, конкурс на Токийский марафон достигает 12 претендентов на место! Существуют также альтернативные пути участия, такие как покупка места через туроператора или участие в рамках благотворительных программ.
- Юрий Строфилов, который владеет сервисом онлайн-тренировок, пробежал пять из шести крупных марафонов, в том числе Лондонский, где собрал 2000 фунтов стерлингов в пользу благотворительного фонда. Однако получить место таким образом непросто: из 12 фондов он получил письма только от двух. Чтобы заинтересовать представителей фонда, нужно написать сопроводительное письмо, почему вы хотите им помочь.
- Стоимость участия через турагентство также составляет около 2000 фунтов, однако слотов мало, их часто предлагают на годы вперед. Основная стоимость формируется из-за проживания в 5-звездочном отеле, так как организаторы не могут официально зарабатывать на стартовом взносе.
В России больше нет забегов с официальной маркировкой из-за того, что нашу страну исключили из IAAF за скандал с допингом. До этого момента единственный марафон, кто имел бронзовый статус IAAF, был Омский. В теории Московский марафон мог бы стать мейджором (Marathon Majors), но это возможно лишь при росте числа участников и утрясании политических дрязг.
А тем временем, несмотря на международные претензии и обидки, марафоны в России становятся все более популярными! Значимые события, как серия забегов «Бегом по Золотому кольцу», проходят даже в малых городах, включая Мышкин, Рыбинск и Углич.
Сколько стоит организовать марафон?
Организовать марафоны на 10 или 42 километра одинаково тяжело — разница лишь в масштабе. Нужно купить все необходимое для участников соревнований — от раздевалок до персональных номеров, оплатить работу сотрудников, судей, подготовить трассы, в том числе перекрыть дороги, сделать техподдержку и онлайн-сервисы, заказать транспорт.
Себестоимость проведения забега на тысячу участников начинается от 2 000 000 рублей. Организация «Московского марафона» обходится в 60-75 миллионов рублей (данные на 2017 год). В 2017 году призовой фонд марафона составил около трех миллионов рублей.
Финансирование марафонов в основном зависит от спонсорских взносов. Например, «Московский марафон» спонсирует правительство Москвы и предоставляет мероприятию субсидии порядка 50 миллионов рублей, которые направляются на покрытие организационных расходов. Спонсоры также обеспечивают участников всем необходимым, включая питание и спортивное оборудование.
Почему участники платят за участие?
За границей организаторы марафонов часто окупают 50% расходов благодаря взносам участников, в то время как в России регистрационные сборы покрывают лишь около 20% затрат. Однако с Московским марафоном ситуация лучше: стартовый взнос в 2024 году, варьируется от 1500 до 7000 рублей. Не все платят за участие в марафоне — некоторые слоты резервируются для спонсоров и партнеров, поэтому большую часть расходов на организацию покрывают именно взносы участников, а уже потом спонсоры.
Марафоны в Европе
За рубежом собранные деньги обычно тратят на благотворительность. В качестве примера можно привести Virgin Money London Marathon, где деньги передают в благотворительную организацию The London Marathon Charitable Trust. Этот фонд занимается финансированием проектов по улучшению спортивной инфраструктуры в Лондоне и прилегающих районах, что является частью договоренности с городскими властями, чтобы местное сообщество извлекало выгоду из проведения марафона.
В 2017 году компания, которая организовала Лондонский марафон, заработала 27 миллионов фунтов, из которых чистая прибыль составила 4,7 миллиона фунтов. В том же году благотворительный фонд The London Marathon Charitable Trust собрал более 36 миллионов фунтов, которые были использованы на благотворительные цели.
В России тоже существуют благотворительные забеги — тому пример Зеленый марафон «Обнаженные сердца», который организовывал Сбербанк: направленные деньги шли на поддержку детей с нарушениями развития и их семей.
Крупные спортивные мероприятия, такие как Нью-Йоркский марафон, значительно способствуют экономическому развитию городов. Каждый год этот марафон привлекает около 2,5 миллиона посетителей, которые вносят в местную экономику около 400 миллионов долларов. Большие города стремятся проводить подобные события, чтобы привлекать международных туристов. Например, приблизительно 10% участников марафона в Москве приезжают из других стран.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.