Найти в Дзене
Александр Снитовский

История подземных тоннелей или коварные планы КНДР по захвату Сеула

Идеология чучхе. Источник: zavtra.ru
Идеология чучхе. Источник: zavtra.ru

«Подземное царство чучхе» - именно так международные СМИ называют сеть подземных тоннелей и секретных дорог, которые были проложены КНДР в том числе и через демилитаризованную зону (зону, которая, собственно, и разделяет Корейский полуостров на север и юг) для внезапного нападения на Южную Корею.

Корейская ДМЗ (красный) с военно-демаркационной линией (чёрный). Источник: wikipedia.org
Корейская ДМЗ (красный) с военно-демаркационной линией (чёрный). Источник: wikipedia.org

Тоннели способны не только скрыть от посторонних глаз внушительные военные мощности КНДР, но и, в случае непредвиденной ситуации, обеспечить правящей верхушке быстрый и, главное, незаметный уход в более безопасное место.

Корейская ДМЗ. Источник: wikipedia.org
Корейская ДМЗ. Источник: wikipedia.org

И хотя на сегодняшний день разведка Южной Корее обладает точными данными о наличии всего 4 подземных тоннелях, северокорейская сторона продолжает настаивать на том, что ничего секретного в этих тоннелях нет, и построены они были исключительно для добычи угля.

Угольная шахта. Источник: regnum.ru
Угольная шахта. Источник: regnum.ru

Первый подземный тоннель был обнаружен 5 ноября 1974 года в районе Чаннам-мён, уезд Йончхон, провинция Кёнгидо. Он пролегал прямо под демилитаризованной зоной и представлял собой бетонную конструкцию шириной 90 см, высотой 1,2 м и протяженностью 3,5 км.

Вход в первый обнаруженный тоннель. Источник: wikipedia.org
Вход в первый обнаруженный тоннель. Источник: wikipedia.org

По оценкам экспертов, по этому тоннелю за час могло пройти более полка солдат, а это порядка 2 000 человек, с тяжелым оружием в руках. Стены тоннеля были укреплены бетонными плитами, а внутри него имелось электрическое освещение и рельсы для проезда вагонеток. Выход же из тоннеля располагался в 65 км от Сеула.

Подземный тоннель, пролегающий под демилитаризованной зоной и оснащенный электричеством. Источник: Getty Images
Подземный тоннель, пролегающий под демилитаризованной зоной и оснащенный электричеством. Источник: Getty Images

В марте 1975 года в Кындонг-мён в уезде Чхорвон провинции Канвондо был обнаружен второй тоннель. Точнее, правильнее будет сказать, что было обнаружено место, где по предположениям южнокорейской стороны располагался один из тоннелей КНДР. Дело в том, что пограничники Республики Корея, находясь на посту, услышали песню, доносившуюся откуда-то из-под земли, и решили, что это определенно тоннель.

Вход в туннель вторжения под демилитаризованной зоной. Источник: Getty Images
Вход в туннель вторжения под демилитаризованной зоной. Источник: Getty Images

19 марта 1975 года было проведено бурение, в ходе которого был обнаружен песок, который не был похож на песок из горных районов Канвондо. Кроме того, пробурив некоторое расстояние, южнокорейская армия натолкнулась на три каменные стены, построенные северокорейскими войсками с целью замедлить процесс обнаружения тоннеля. Сегодня Южная Корея использует этот тоннель как туристический объект.

Третий северокорейский тоннель в Южную Корею. Источник: wikipedia.org
Третий северокорейский тоннель в Южную Корею. Источник: wikipedia.org

Тоннель с еще большей пропускной способностью был обнаружен 17 октября 1978 года в Чандан-мён в уезде Пхаджу провинции Кёнгидо. Этот тоннель привлек особое внимание южнокорейской разведки, поскольку он находился в непосредственной близости к Сеулу (всего в 44 км) и, вероятно, создавался Северной Кореей для наступления напрямую к столичному городу. По оценкам специалистов, по этому тоннелю за час и без особых проблем могло пройти 30 000 человек с лёгким вооружением.

Третий северокорейский тоннель в Южную Корею. Источник: wikipedia.org
Третий северокорейский тоннель в Южную Корею. Источник: wikipedia.org

Обнаружение данного тоннеля привело к тому, что ООН обвинила Северную Корею в том, что своими действиями она угрожает подрыву Корейского соглашения о перемирии 1953 года, благодаря которому, собственно, и была завершена Корейская война.

Третий северокорейский тоннель в Южную Корею. Источник: seoulcitytour.net
Третий северокорейский тоннель в Южную Корею. Источник: seoulcitytour.net

Северная Корея всячески открещивалась от факта строительства данного тоннеля, а когда все же созналась, то назвала его частью сети угольных шахт. И, в принципе, подобная версия могла «прокатит», если бы в этом районе находились хотя бы минимальные месторождения угля…но их там не было.

Третий северокорейский тоннель в Южную Корею. Источник: theseoulguide.com
Третий северокорейский тоннель в Южную Корею. Источник: theseoulguide.com

Четвертый тоннель был найден 3 марта 1990 года в Хэан-мён в уезде Янгу провинции Канвондо. Общая протяженность тоннеля составляла 2052 метра, а его ширина позволяла идти рядом трем солдатам одновременно.

Туннель, построенный Северной Кореей под демилитаризованной зоной, ведет на юг. Источник: Nathan Benn/Corbis, via Getty Images
Туннель, построенный Северной Кореей под демилитаризованной зоной, ведет на юг. Источник: Nathan Benn/Corbis, via Getty Images

В отличие от предыдущих тоннелей, в строительстве этого Северная Корея призналась практически сразу. Однако заявила, что его строительство наоборот было призвано ускорить воссоединение севера и юга. Вопрос только – каким образом?

Южнокорейский гид показывает карту одного из туннелей. Источник: Eric Lafforgue/Corbis, via Getty Images
Южнокорейский гид показывает карту одного из туннелей. Источник: Eric Lafforgue/Corbis, via Getty Images

И, в целом, по информации от перебежчиков, еще со времен, когда у руля в КНДР стоял Ким Ир Сер, в стране было построено порядка 84 секретных тоннеля, некоторые из которых достигают центра Сеула.

Пример типа поезда, на котором можно проехать по туннелю. Источник: notesonslowtravel.com
Пример типа поезда, на котором можно проехать по туннелю. Источник: notesonslowtravel.com

Правда это или нет, как говорится, покажет время, однако с 1990 года, когда был найдет четвертый тоннель, больше никаких существенных подземных объектов обнаружено не было. Разве что была замечена подозрительная активность в трех районах недалеко от северных окраин Сеула, однако подтверждения, что эта активность как-то связана с тоннелями КНДР, нет – лишь предположения.

Въезд на 4-й участок туннеля в демилитаризованной зоне. Источник: notesonslowtravel.com
Въезд на 4-й участок туннеля в демилитаризованной зоне. Источник: notesonslowtravel.com

Также по мнению перебежчиков из Северной Кореи, подземная инфраструктура КНДР не ограничивается лишь тоннелями и дорогами. Сообщается, что Северная Корея также разместила три авиабазы подземного расположения, вблизи ДМЗ были обустроены бункеры для маскировки пехоты и, конечно же, было построено около восьми тысяч подземных укрытий для северокорейского руководства.

Подземный тоннель. Источник: seoulcitytour.net
Подземный тоннель. Источник: seoulcitytour.net

Это что касается тоннелей, которые напрямую угрожали безопасности Южной Кореи. Однако в КНДР существует также сеть тоннель, призванная обеспечить безопасность лидера страны – Ким Чен Ына.

В районе площадью 138 гектаров есть два основных набора туннелей, которые видны со спутника. Источник: mynorthkorea.blogspot.com
В районе площадью 138 гектаров есть два основных набора туннелей, которые видны со спутника. Источник: mynorthkorea.blogspot.com

По мнению одного из самых высокопоставленных перебежчиков их Северной Кореи, бывшего члена партийного руководства КНДР и, собственно, одного из создателей идеологии «чучхе» Хвана Чжан Епа, тоннели в самом Пхеньяне проложены на глубине в 300 метров, а их общая протяженность составляет 50 километров.

Тоннели. Источник: mynorthkorea.blogspot.com
Тоннели. Источник: mynorthkorea.blogspot.com

Данная сеть тоннелей, строительство которой началось еще в 50-х годах прошлого столетия, сегодня связывает Пхеньян со всеми ключевыми объектами в разных регионах страны: например, с портом Нампо, а также с городами Сунчхон и Йонгвон, где у Ким Чен Ира в свое время имелась вилла.

Въезды в подземный гараж после завершения строительства были закрыты стеклянными козырьками. Источник: mynorthkorea.blogspot.com
Въезды в подземный гараж после завершения строительства были закрыты стеклянными козырьками. Источник: mynorthkorea.blogspot.com

Кроме того, в столице на глубине 150 метров проложена железная дорога, которая в случае чрезвычайных ситуаций может служить убежищем для мирных жителей.

Расположение других известных туннелей и подземных сооружений (ПТС). mynorthkorea.blogspot.com
Расположение других известных туннелей и подземных сооружений (ПТС). mynorthkorea.blogspot.com

Также Хван Чжан Еп рассказал о системе секретных линий метро в Пхеньяне – в дополнение к тем, что уже открыты для широкой публики. По некоторым данным, пхеньянское метро связано с секретным подземным бункером, из которого руководство КНДР предполагало вести ядерную войну с Западом. Данный бункер, рассчитанный на 5 тысяч человек, расположен на глубине около 100 метров под районом Сосонг в Пхеньяне.

Метро в Пхеньяне. Источник: nationalgeographic.com
Метро в Пхеньяне. Источник: nationalgeographic.com

В целом, рассказы перебежчиков сегодня являются чуть ли не единственным источником информации касательно секретных подземных объектов Пхеньяна, поскольку обнаружить их со спутника практически невозможно. Но насколько они могут быть правдивыми – непонятно…

Посетитель смотрит в бинокль на северную сторону границы в павильоне Имджингак возле демилитаризованной зоны (ДМЗ) в Паджу, Южная Корея. Источник: Bloomberg
Посетитель смотрит в бинокль на северную сторону границы в павильоне Имджингак возле демилитаризованной зоны (ДМЗ) в Паджу, Южная Корея. Источник: Bloomberg

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!