В 2024 году летные испытания самолета МС-21, собираемого на Иркутском авиазаводе с заменой импортных компонентов, будут проведены после завершения испытаний полностью отечественного лайнера. Заявление об этом сделано главой Объединенной авиастроительной корпорации Юрием Слюсарем, как сообщает информационное агентство ТАСС 17 июня.
Цель старта испытаний является получение одобрения к основному сертификату, выданному в 2021 году, и начало поставки самолетов авиакомпаниям в 2024 году, как цитирует его издание. В ноябре планируется начать испытания российского МС-21.
В мае на сайте государственной корпорации Ростех было объявлено о создании нового устройства для автоматизации производства пассажирского лайнера МС-21. Этот инновационный робот-укладчик композитного волокна разработали специалисты из Южно-Российского государственного политехнического университета и корпорации «Иркут» из Ростовской области.
Отмечается, что это первое подобное устройство для отечественной промышленности. Установка будет использоваться при производстве «черного» крыла лайнера МС-21, что позволит заменить иностранное оборудование. Главной особенностью новой технологии является то, что все ключевые элементы, включая программное обеспечение и системы управления процессами, производятся в России.
Создание будущих деталей авиалайнеров стало автоматизированным благодаря использованию роботов, которые укладывают сухую углеродную ленту. Для формирования детали лента разогревается лазером и склеивается с предыдущим слоем. Для обеспечения непрерывности процесса применяется свернутая на бобине лента длиной от 3 до 3,5 тысяч метров.
После наложения санкций против России поставки оборудования из-за границы были приостановлены. В московской лаборатории компании "АэроКомпозит", которая является центром компетенций ОАК в области инновационных разработок, успешно запущен опытный робот для выполнения этой работы.
В перспективе в декабре 2024 года, авиакомпания "Аэрофлот" ожидает получение новых самолетов, сообщил генеральный директор Сергей Александровский. Он отметил, что контракты на поставку МС-21 уже находятся в активной стадии проработки на очень высоком уровне. МС-21 - это инновационный среднемагистральный пассажирский лайнер, способный вместить от 163 до 211 пассажиров.
В 2022 году лайнер с отечественными двигателями ПД-14 совершил сотый полет, который прошел в Жуковском. Первый полет МС-21 прошел в мае 2017 года, а в декабре 2020 года самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14. Сертификационные испытания самолета проводились в 2021 году. В прошлом декабре лайнер впервые приземлился в Иркутске на гражданском аэродроме. Предполагалось, что первые шесть серийных МС-21 с ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году.
В начале 2023 года должно было начаться серийное производство МС-21, подтвердил представитель российского Минпромторга. Однако вице-премьер России впоследствии заявил, что из-за западных санкций, выпуск самолетов может задержаться на 1-2 года.
Первый МС-21 в ливрее авиакомпании "Россия" был представлен в ноябре 2022 года, а в апреле 2023 года он был перекрашен в новую ливрею Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) для участия в международном авиасалоне МАКС-2023.
Также, к 2026-2027 годам "Иркут" планирует ввести в эксплуатацию ангарный комплекс в Шереметьево для обслуживания SSJ-100 и МС-21. В ближайшие годы ожидается, что "Аэрофлот" получит 18 самолетов МС-21.
В своем заявлении для информационного агентства РИА Новости в апреле, Сергей Чемезов, возглавляющий Ростех, обещал, что государство оказывает финансовую поддержку авиакомпаниям страны при приобретении МС-21, что приведет к снижению стоимости.
Источники в государственных структурах, цитируемые газетой "Ведомости", утверждают, что стоимость отечественного пассажирского самолета МС-21 для российских авиакомпаний составит около 3,2 миллиарда рублей за единицу. Это превосходит аналогичные модели Boeing или Airbus по цене более чем вдвое, что делает его более привлекательным для отечественных перевозчиков.