В прошлом тексте мы с вами уважаемые читатели пытались разобраться, что такое топливо для дизельного и карбюраторного транспорта. Дело не в качестве, а в его наличии.
Когда автор волею судьбы оказался в объятиях зимника Усть-Кут – Мирный. Обратил внимание на одну важную деталь, на зимнике не встретил, ни одной машины с карбюраторным двигателем, который работал на бензине. Все машины с дизельными моторами. С нами шёл бортовой УРАЛ–375 которому завод изготовитель ставил бензиновый двигатель на 93 бензине. Наш УРАЛ был переделан под дизель автомобиля МАЗ. Бензин АИ 93 ему не требовался, дизель МАЗ хорошо работал на дизельном топливе. Ценность топлива для мотора ощущается в тот момент, когда попадаешь в непредвиденную ситуацию, к примеру.
Машина попадает в снежный плен, АЗС рядом нет. В этот момент водитель начинает понимать цену топлива в баке. Ещё с Севера автор приучил себя, осталось в машине пол бака ищи заправку. Такой способ часто выручал в дальней дороге. Дома всегда имеется запас топлива. Триммер, бензопила, мотоблок, тоже без топлива работать не будут. Уровня топлива в этих домашних помощников нет. Здесь можно заливать порционно, выработал пол литра, долил ещё по мере надобности. Пользуешься этими помощниками редко, так что лучше всего их оставлять на хранении с пустым баком.
Теперь обещанные в прошлом тексте два случая связанные с топливом.
При работе на вскрышных работах, из кузова вывалился небольшой камешек, примерно с пол тонны веса. Камешек состоял из самого крепкого камня нашего карьера под названием Диабаз.
– "Диабаз, крепче чем алмаз"!
Так говорили горняки нашего карьера. Падая на землю, камешек краем зацепил топливный бак, получилась царапина, из которой начало вытекать топливо. Хорошая работа, машина исправная, секунда дела, и машина выходит из строя. В это время в 400 литровый бак был полным. Исправная машина сходит с линии. Требуется сварка бака. Две минуты дела, для хорошего сварщика. Но только не топливного бака. Прежде чем начинать ремонт бака, его требуется очистить от остатков топлива. Как говорили в автобазе выпарить бак. Обычно это делали выхлопными газами автомобиля. Ещё и не каждый сварщик возьмётся варить, даже выпаренный таким образом бак. Короче, с баком получалась головная боль для водителя и сменного бригадира автобазы. В ГОК горит квартальный план, каждая машина в карьере на вес алмаза. Первым делом требовалось освободить бак от топлива. Это мог сделать ТЗ, (Топливо заправщик на базе автомобиля МАЗ) через шланг откачать топливо. БелАЗ стоял у сварочного цеха, топливо стекало в подставленное ведро. ТЗ стоял на площадке у столовой. Когда автор вместе с ТЗ подъехали к самосвалу. Делать там было уже не чего. Бак был аккуратно заварен.
Сварщик Афанасий, местный житель далёкой Якутии, тащил сварочные кабеля, и увидел не порядок. Подсоединил массу и наложил шов. Течь исчезла. ТЗ больше не понадобился. В этот день БелАЗ автора перевыполнил сменное задание на 120 %.
Со сварщиком пусть бригадир разбирается. Риск благородное дело. После окончания смены, уже в автобусе, автор выразил особую благодарность сварщику. Назвав его одним из лучших сварщиков объединения. На что Афанасий ответил:
– Жаль, что кроме тебя, это ни кто не ценит.
С тех пор мы подружились. Когда машина становилась на сварочные работы, занимался машиной Афанасий. Хозяин великой республики Саха.
Думаю, вы без труда узнаете на снимке товарища по работе автора, сварщика Афанасия, по простому Афоня!
Главное верить в человека, и он к вам потянется. Не получилось рассказать о следующем случае связанным с топливом. Расскажем с следующем тексте.
Не переключайтесь!
Запчасти везут сразу в карьер, бригада слесарей в полной готовности. Правильно поставленная работа, когда один за всех, и все за одного, делают своё дело. Страна живёт и развивается. Спасибо всем читателям этой не простой для автора темы.
Благодарю, за внимание!
Айхал. Крайний Север: 80 годы прошлого века. БелАЗ. Топливо для двигателя.