Через рисунок человек выражает себя, а ребенок делает это максимально искренне! Рисунок малыша диагностирует его эмоциональное состояние, поэтому лучше порой не спрашивать "как дела", а внимательнее рассматривать, что рисует маленький художник.
Итак, Васе сейчас два года и четыре месяца. Мой ребенок не рисует. Так получилось, что ему абсолютно не интересны пальчиковые краски, красочная вода и мелки. Цветное горькое тесто он ест. С удовольствием. Пластилин выбрасывает. Без удовольствия. Песок вышвыривает. А мама у ребенка художник, и ребенок часто видит маму с кисточками, холстами, красками, карандашами. Но рисовать отказывается напрочь. И вот, четыре месяца назад начался речевой запуск, я поняла что дитятко на новом этапе развития и стала потихоньку предлагать по новой игнорируемые им предметы. И ура, месяц назад Вася взял в руки карандашики.
Поначалу он их просто ел. Потом ломал и ел. Потом складывал в пенальчики, ломал и ел. В общем, не самый творческий подход к творчеству. Потом появились классические размашистые линии. Сперва в альбоме, затем на стенах и окнах, затем на руках и животе. Ох уж этот зеленый язык, оранжевые уши и синие зубы...
Линии становились все насыщеннее, цветом заполнялось все большее пространство. Буквально за месяц Вася прошел несколько стадий каракулей - от хаотических, которые рвались за предела рисунка на волю. До циркулярных.
К сожалению, смываемых фломастеров у меня было только две пачки, мы их моментально раскрошили и высушили ( до сих пор остается загадка: куда исчезло два десятка колпачков от фломастеров). А потом понеслась несмываемая с мебели графика... Но почти два с половиной года наблюдений за изменяющимся под руками ребенка домашним пространством сделали свое дело: я наблюдаю медитативно за тем, во что превращается чистота и уют дома. И бог с ней, с новой мебелью, с белыми дверями, с праздничной одеждой... Пусть уходит всё в лету. Лишь бы дитятко не визжало.
И пару дней назад вдруг появилось это. Буквально за вечер ребенок поменял стиль письма (домики, кружочки и всякие цветочки, это мои ляпы, которых не нужно было оставлять на детском рисунке, кстати)
Так вот, циркулярные каракули - это крючки, загогулинки, крохотные линии. Вася лег с альбомом на пол и за полчаса назагогулил крючками два листа А4. Листы закончились, Вася встал и пошел загогуливать книги. А там уже и спать пора, и славабогу.
По логике, следующими должны стать развитые каракули. Это когда крючки и загогулины что-то напоминают, с листочка на диван не выплескиваются Ок, жду)))
Итак, даже у каракулей есть три стадии развития. Хаотические, циркулярные и развитые. О, мир детства, какой ты неоднозначный!
И да, психологи настоятельно советуют не вмешиваться в этот процесс. Ну, разве что хвалить, любить, обнимать и радоваться успеху. Не надо показывать, как рисуются домики и кружочки. Не надо шаблонов. Их еще будет достаточно в жизни ребенка. Пусть пока останется свободным художником, это ведь такая радость!