Найти в Дзене

О чём кричит персонаж культовой картины Эдварда Мунка

Оглавление

Объясняем что хотел сказать норвежский экспрессионист в своём произведении.

Фото: Википедия
Фото: Википедия

Эдвард Мунк считается одним из самых известных норвежских художников. Подстать своей родине с тяжёлым свинцовым небом и постоянными дождями, этот автор писал довольно сложные, даже депрессивные сюжеты. А самой главной его картиной стало полотно под названием “Крик”.

“Крик 4”, но не в кино

Фото: Из открытых источников
Фото: Из открытых источников

Мало кто знает, что Эдвард Мунк написал несколько “Криков”. Первые два варианта появились на свет в 1893 году. Остальные два Мунк создал спустя два года. Один из них стал шедевром мирового искусства и элементом поп-культуры.

Сегодня “Крик” Эдварда Мунка считается одной из самых узнаваемых картин. Известнее него разве что “Мона Лиза” Леонардо да Винчи. Полотно Мунка, например, стало источником вдохновения для создателей костюма злодея культового триллера 90-х “Крик”. А Маколей Калкин в фильме “Один дома” прикладывает ладони к щекам и громко кричит, будто пародирует полотно норвежского экспрессиониста.

Кадр из фильма "Крик", 1996, реж. Уэс Крэйвен.
Кадр из фильма "Крик", 1996, реж. Уэс Крэйвен.
Кадр из фильма "Один дома", 1990, реж. Крис Коламбус
Кадр из фильма "Один дома", 1990, реж. Крис Коламбус

Однако несмотря на узнаваемость “Крика”, мало кто до конца понимает, о чём на самом деле кричит персонаж картины. Ответ на этот вопрос кроется в личности автора оригинального произведения.

О чём кричит “Крик”

Все “Крики” выполнены в стилистике экспрессионизма. Этому направлению, как известно, свойственны болезненное восприятие мира, окружающих и себя, отсутствие гармонии вокруг и тяжесть самого момента, который переживает персонаж картины.

Эдвард Мунк застал рубеж XIX и XX веков, когда рушились целые империи, менялись не просто быт и уклад жизни людей, но и традиции. Особенно тонко чувствующие личности (сегодня, в эпоху популярной психологии, их называют тревожными людьми) пребывали в чувстве постоянной тревоги. Они опасались нового дня и всего того, что он может им принести.

Спустя годы после того, как “Крик” был закончен, мир пережил Первую мировую войну и пандемию испанки. Российская империя стала СССР, а в Германии ко власти пришли радикалы. Экспрессионисты XX века будто ощущали, к чему катится привычный их поколению мир.

Однако сам Эдвард Мунк описывал историю рождения идеи “Крика” чуть прозаичнее:

«Как-то вечером я шел по дороге — с одной стороны подо мной раскинулись город и фьорд. Я был уставшим и больным — стоял и смотрел на фьорд. Садилось солнце — облака окрасились красным — как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик — мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину — написал облака как настоящую кровь. Цвета кричали» — писал Мунк в дневниках.

В чём уникальность “Крика” Эдварда Мунка?

Искусствоведы сетуют, что культовая картина норвежского художника стала элементом поп-культуры, потеряв тем самым глубину своего смысла. Однако мы считаем иначе.

Экспрессионизм с его ощущениями безысходности и потерянности, похоже, будет актуален во все времена. В первой половине XX века персонаж картины кричал о том, как его пугают перемены, которые, как мы знаем, привели к двум мировым войнам, революциям и миллионам смертей.

В наши дни ощущение тревожности знакомо очень многим. Войны, вынужденная эмиграция, экономическая нестабильность затронули если не самого человека, то его близких или друзей. А будущее кажется туманным даже самым обеспеченным и, как кажется, беззаботным слоям населения.

Если бы вы могли нарисовать свою тревогу, как бы она выглядела?