Котов зовут « ID » и « Ego». Не удивительно – их хозяин преподаватель философии в университете. Все по Фрейду. Базовые понятия теории психоанализа. Условно , « Это » и « Я », « Инстинкт » и « Логика », « Разум » и « Чувство » Характерно, что понятий три, а котов – два. За бортом остается « Super Ego» - « Сверх Я » или « Мораль ». Линклейтер открывает карты сразу : его « Киллер » ( все-таки именно так называется фильм в оригинале) – картина абсолютно аморальная. Зато не нравоучительная и не занудная. Игра, шарада про то, что разум и чувства могут обрести гармонию между собой, только не обращая внимания на общественную мораль. Да и то не факт. Самодостаточных котов в финале сменят собаки – существа абсолютно зависимые, зато лишенные способности к притворству. К черту, и разум, и чувства, а уж мораль-то тем более. Да здравствуют искренность, простота и преданность!
Всю эту философию Линклейтер упаковывает в формат боевика. Профессор философии подрабатывает на ФБР техническим обслуживанием средств прослушки. В силу производственной необходимости однажды ему придется выйти из фургона, в котором установлена записывающая аппаратура, и выдать себя за наемного киллера. Только для того, чтобы спровоцировать потенциального заказчика четко сформулировать требования и вручить деньги – и все , добро пожаловать в суд! Профессор к такому повороту на слишком готов, но профподготовка в вопросах сосуществования ID и Ego приносит ему невероятный успех. Гарри Джонсон успешно меняет киллерские маски, подстраиваясь под характеры потенциальных заказчиков. И не один не устоял. Причем, все маски взяты прямиком из масскульта. Для зрителя отдельное удовольствие угадывать, какой образ слеплен с Бреда Питта, какой с Киану Ривза, а какой с Джона Траволты. « Я » Гарри Джонсона успешно мимикрирует под « Это » разных типажей американского мейнстрима. При попытке « Морали » поднять голову, ее тут же душат подушкой. Вопросы в суде, а насколько морально провоцировать человека на заказной убийство, глушатся вопросами – а насколько морально решать личные вопросы убийством неудобных мужа, матери, бизнес- партнера. И вообще, что такое притворяться и провоцировать ? И что такое общественная мораль? И вообще, не слишком ли много в обществе людей-кошек и не слишком ли мало людей-собак? В конце концов, не чересчур ли подчинена жизнь теориям Фрейда?
Конечно, вся эта умозрительная конструкция должна рухнуть под напором непредсказуемости жизни. Любовь, которая оказывается и над разумом, и на чувствами , и над моралью с легкостью смывает все это фрейдистскую башню. Прекрасная Мэдисон превращается из клиентки в возлюбленную. Но уже построенная крепость лжи и притворства не сдается просто так. Она не знает , что Гарри не киллер, он довольствуется только ее версией про несложившийся первый брак, коллеги на работе не знают про роман лже-киллера с несостоявшейся подсудимой. И эта четырехэтажная система лжи – основа для крутейшего блокбастера с невероятными фабульными поворотами. Узнает – не узнает, догадается – не догадается, агент – не агент, убьют – не убьют, посадят – не посадят. Режиссер просто упивается возможностью ответить на непроизнесенные упреки к мастерам артхауса в неумении снимать жанр. Виртуоз безфабульной режиссуры, где все события сводятся к бесконечным прогулкам, меланхолическим воспоминаниям, легко - легко и шутя – играя заставляет зрителя забыть про то, что он в кино. И , самое главное – дает смотрящему редчайшее по нынешним временам чувство радости от того, что тебя обманули, что твои прогнозы на развитие фабулы, основанные на клише, не сбылись. Типажно эта часть « Киллера » - явный парафраз « Мистера и миссис Смит ». Глен Пауэлл и Адриа Архона точный слепок с Брэда Питта и Анджеллины Джоли. Только все чуть ироничнее , легче, свободнее. Смыслово – полная противоположность.
Ожидался счастливый брак Инстинкта с Логикой при третьей лишней – Морали. Но по итогу за бортом оказался сам Фрейд. Да, он дал толкование механизмам психологии. Но это – лишь версия. В которую многие поверили. Но выиграли те, кто держит в памяти : жизнь непредсказуема, свободная и не редко укладывается в рамки, даже самые убедительные. Их расширяют абсолютно непредвиденные поступки, как неожиданное возвращение Джесси в одном из фильмов Линклейтера « Перед закатом ». Коты с именами « ID » и « Ego » остались в прошлой жизни. А « Super Ego » вообще не появлялся.