Найти тему

Гибель Гая Фламиния

Гай Фламиний в 223 году (здесь и далее все даты до новой эры) в должности консула разбил 50-тысячное войско инсубров в долине реки Пад. Со слов Орозия в битве погибло 9000 галлов и 17 000 были взяты в плен. В 220 году он в должности цензора построил в Риме цирк Фламиния и Фламиниеву дорогу, которая соединила Рим с Аримином через территории Этрурии и Умбрии. В 217 году был вновь избран консулом от плебса и возглавил римскую армию, направленную на борьбу с Ганнибалом. Учитывая одержанную победу над галлами шестью годами ранее, утверждение многих современных авторов о том, что у консула совершенно отсутствовал боевой опыт, неправомерно. Вместе со своей армией Фламиний попал в устроенную Ганнибалом засаду у Тразименского озера и погиб в битве. По сообщению Ливия в сражении погибло 15 000 легионеров, Евтропий и Орозий пишут о 25 000 погибших воинов, по Плутарху было убито 15 000 римлян. В плен по разным источникам попало от 6000 до 15 000 римлян и их союзников.

У Полибия и Ливия консул изображен как самоуверенный и совершенно не способный к командованию армией человек. Это связано с неприязнью летописцев к Фламинию по причине его противоречивых отношений с Сенатом на всех этапах своей политической деятельности. В 216 году после поражения римлян при Каннах диктатор Марк Юний Пера набрал шесть тысяч добровольцев и вооружил их галльским оружием, привезенным Фламинием в Рим в качестве боевых трофеев и пронесенных в его триумфальной процессии.

По сообщению Плутарха: «Следуя своему плану, Фламиний двинулся навстречу Ганнибалу и выстроил римлян в боевом порядке у Тразименского озера в Этрурии. Когда воины уже сошлись в рукопашную, в самый разгар битвы случилось землетрясение, которое разрушило города, изменило течение рек и избороздило трещинами подножия скал. Но, несмотря на силу этого явления, решительно никто из сражающихся воинов его не заметил. Фламиний, проявивший и доблесть, и силу, пал, а вокруг него – лучшая часть войска. Остальные обратились в бегство, началась свирепая резня. Пятнадцать тысяч легионеров было перебито и столько же взято в плен. Из уважения к храбрости Фламиния Ганнибал хотел разыскать и с почетом похоронить тело консула, но его не нашли среди мертвых, и вообще неизвестно как оно исчезло».

По свидетельству Орозия: «Римское войско, несчастным образом окруженное Ганнибалом, было полностью уничтожено, сам же консул убит. Передают, что в том сражении пало 25 000 римлян, шесть тысяч захвачено в плен. Из войска Ганнибала погибло две тысячи».

По утверждению Флора: «Тразименское озеро – третья молния Ганнибала при нашем полководце Фламинии. Здесь по-новому проявилось пунийское коварство: конница, скрытая озерным туманом и болотным кустарником, внезапно ударила в тыл сражающимся. У нас нет оснований сетовать на богов. Поражение предсказали безрассудному полководцу рои пчел, усевшиеся на значки, легионные орлы, не желающие выступать вперед».

Со слов Зонары: «В этом сражении у римлян погибло пятнадцать тысяч воинов, шесть были захвачены в плен, десять бежали. По приказу Ганнибала нашли тело изрубленного консула и похоронили все, что от него осталось, предав земле таким образом и римское государство».

Аппиан пишет, что: «Будучи неопытным в военном деле, избранный на эту должность благодаря заискиваниям перед народом, Фламиний торопился вступить в сражение с Ганнибалом. Когда появились из засады враги, Фламиний, оказавшись в середине между горой, озером и врагами, погиб и сам, и с ним двадцать тысяч воинов. Остальных в числе десяти тысяч Магарбал убедил сложить оружие».

По сообщению Полибия в сражении: «Неприятели нападали на римлян разом с фронта, с тыла и с флангов. Вот почему они были перебиты еще в пути и не могли защищаться, будучи как бы выданы неприятелю безрассудством предводителя. Пока римляне совещались о том, что делать, смерть настигла их внезапно. В это же время часть кельтов напала на Фламиния, и убила его, когда он раздумывал, как помочь себе и совершенно отчаялся в спасении. Римлян пало в долине около пятнадцати тысяч человек. Тысяч шесть сдались неприятелю под условием, что жизнь им будет оставлена».

Более подробное описание битвы мы находим у Ливия: «Среди всеобщего замешательства сам Фламиний сохранял завидное присутствие духа. Он успокаивал воинов, пугливо озиравшихся на каждый крик, и всех призывал собраться с мужеством и стоять твердо.

- Помните, - повторял он, - не молитвы богам выведут нас отсюда, а только собственные силы и отвага! Сквозь вражеский строй путь пролагает только железо, и чем меньше ты думаешь об опасности, тем меньше она тебе угрожает!

Почти три часа продолжалась эта жестокая сеча, и всякий раз вспыхивала особенно жарко там, где появлялся консул. Фламиния окружали отборные воины, он бесстрашно бросался в самую гущу неприятеля, а враги легко узнавали римского полководца по богато украшенному оружию и делали все возможное, чтобы до него добраться. Наконец один инсубр по имени Дукарий, которому консул был знаком в лицо, крикнул своим соплеменникам:

- Вот он, убийца наших воинов, разоритель нашей земли! Сейчас я принесу его в жертву наших близких!

И пришпорив коня, он разметал толпу римлян, заколол оруженосца, который прикрыл, было главнокомандующего своим телом, а потом пронзил копьем самого Фламиния. Смерть консула послужила сигналом к повальному бегству. Ганнибал приказал тела своих воинов собрать и похоронить, трупы врагов бросили без погребения. Впрочем, консула Фламиния Ганнибал распорядился предать погребению и его искали очень старательно, но не нашли».

Историк Р. Габриэль пишет по поводу исчезновения тела Фламиния: «У инсубров, одного из галльских племен, был обычай отрезать голову врага и использовать в качестве трофея. Вот почему, возможно, карфагеняне не смогли опознать тело, лишенное головы и доспехов. Вероятно, голова Фламиния впоследствии висела на поясе галла, убившего римского командующего».

В хронике «История Испании» от 1282 года, подготовленной королем Кастилии и Леона Альфонсо Х сообщается, что потери карфагенян в сражении при Тразименском озере составили 12 000 воинов, что не соответствует сведениям античных летописцев. Данная цифра явно завышена и по свидетельству Полибия в битве Ганнибал потерял всего лишь 1500 воинов; по Ливию – 2500, преимущественно галлов и по данным Орозия – 2000 человек.

Гай Фламиний стал первым, но не единственным римским консулом, погибшим от рук карфагенян во второй Пунической войне. Надо отдать должное Ганнибалу, который с уважением относился к телам поверженных римских полководцев и всех их приказывал предавать погребению с подобающими почестями.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9