Повесть Н.В. Гоголя «Нос», написанная в 1836 году, уже в самом названии заставляет читателя мысленно отделить от целого одну лишь часть и задает тем самым параметры своего ценностно-смыслового напряжения.
Разорванным на части в начале повести изображается и завтрак Ивана Яковлевича, ведь именно он находит нос в буханке хлеба. Среди исследователей-литературоведов бытует мнение о том, что повесть «Нос» является шуткой, своеобразной игрой авторской фантазии и авторского остроумия. Однако, такая версия о повести является совершенно неверной, потому что в рассказе можно увидеть довольно таки чётко определённую художественную цель – заставить людей почувствовать окружающую их пошлость. Необходимо отметить, что пошлость, пустота и невежество героев в повести «Нос» относится к проявлению реализма.
Мысль писателя и его художественные образы в произведениях неразрывны с его чувством, желанием и, конечно же, его идеалом. Н.В. Гоголь в лице майора Ковалева рисует своё одушевлённое отношение к пошлости, как к известному общественному явлению, с которым каждый человек должен считаться. Главный герой повести «Нос» – человек не злой и не добрый, а все его мысли сосредоточены на собственной персоне. Однако, сам по себе Ковалев ничем не примечателен, но всячески пытается возвысить себя, показать собственную значимость. Например, он говорит о себе следующее: «Спроси, душенька, майора Ковалева». «Майор» звучит красивее, чем «коллежский асессор». У него нет ордена, а он покупает орденскую ленточку, везде, где можно, он упоминает о своих светских успехах и знакомстве с семьей штаб-офицерши и статской советницы.
И. Ф. Анненский пишет: «Теперь представьте себе, что майора Ковалева изуродовала бы оспа, что ему перебил бы нос кусок карниза, пока он разглядывал в зеркальное стекло картинки или в другой момент его праздного существования. Неужто кто-нибудь стал бы смеяться? А не будь смеха, каким бы явилось в рассказе отношение к пошлости. Или представьте себе, что нос майора Ковалева исчез бы бесследно, чтобы он не вернулся на свое место, а все бы продолжал разъезжать по России, выдавая себя за статского советника. Жизнь майора Ковалева была бы разбита: он бы стал и несчастным и из бесполезного вредным человеком, стал бы озлоблен, бил бы своего слугу, ко всем бы придирался, а может быть, даже пустился бы лгать и сплетничать».
Главный герой повести по большей части интересуется только своей внешностью, тем не менее поводом для его гордости является ещё и чин. Иерархия чинов и столичная бюрократия обличаются и высмеивается в повести «Нос», что тоже является проявлением гоголевского реализма. Однако, продвижение на службе «носа Ковалева» уже является ирреальным, фантастичным, не свойственным обыденной человеческой жизни. Деталь самозванства носа, который выдает себя за статского советника, чрезвычайно характерна. Для кавказского коллежского асессора чин статского советника есть что-то необыкновенно высокое, завидное и обидное по своей недостижимости, и вдруг этот чин достается носу майора Ковалева, а не самому майору, законному обладателю носа. В общем, сила фантастического в рассказе «Нос» основывается на его художественной правде, на изящном переплетении его с реальным в живое яркое целое.
Происшествие является совершенно нереальным, даже абсурдным, однако, читателя поражает равнодушие горожан к исчезновению и самостоятельности ковалевского носа. В этом отношении особенно интересен знаменитый эпизод в Казанском соборе. Ковалев встречает там свой собственный нос, который стоял в стороне и с выражением величайшей набожности предавался своим религиозным чувствам. Нос, судя по его мундиру и шляпе с плюмажем, оказался статским советником, т. е. чином старше самого «майора Ковалева». Нос Ковалева зажил самостоятельной жизнью. Нетрудно представить себе, сколь велико было возмущение коллежского асессора. Но беда-то заключается в том, что Ковалев не может дать волю своему возмущению, ибо его собственный нос состоял в чине гораздо более высоком, чем он сам. Диалог коллежского асессора со своим носом точно имитирует разговор двух неравных по рангу чиновников: смиренно просительную интонацию речи Ковалева и самодовольно-начальственную фразеологию Носа:
« – Милостивый государь... – сказал Ковалев, внутренно принуждая себя ободриться, – милостивый государь...
– Что вам угодно? – отвечал нос, оборотившись.
– Мне странно, милостивый государь... мне кажется... вы должны знать свое место. И вдруг я вас нахожу, и где же? – в церкви. Согласитесь...
– Извините меня, я не могу взять в толк, о чем вы изволите говорить... Объяснитесь...».
В их речи нет ни малейшего намёка на пародию, диалог «Носа» и «майора Ковалева» выдерживается в реалистическом духе, он абсолютно правдоподобен, совершенно реален. Однако, умение «Носа» говорить уже является фантастическим, подвластным лишь воображению. В этом и заключается комизм и абсурдность всей ситуации, что Н.В. Гоголем доводится до гротеска, почти до буффонады. Противоречие формы и содержания в произведении создает тот комедийный и сатирический эффект, который так характерен для Н.В. Гоголя.
ВЫВОД
Таким образом, в повести Н.В. Гоголя «Нос» гармонично сочетается реальное и фантастическое. Н.В. Гоголь в лице майора Ковалева рисует своё одушевлённое отношение к пошлости, как к известному общественному явлению, с которым каждый человек должен считаться. Сам по себе главный герой повести – Ковалев, ничем не примечателен, но всячески пытается возвысить себя, показать собственную значимость. Затем в повести встречается продвижение на службе «носа Ковалева» уже является ирреальным, фантастичным, не свойственным обыденной человеческой жизни. Диалог коллежского асессора со своим носом точно имитирует разговор двух неравных по рангу чиновников: смиренно просительную интонацию речи Ковалева и самодовольно-начальственную фразеологию Носа.